Всевозможные люди, даже с которыми я
не знаком, часто задают мне вопросы относительно одного финского
производителя мобильных телефонов, причем вопросы совершенно разные, от
«Ну что, послали вас финны на…» до «Ну как блокада, какие вы молодцы, и
этих победили и тех победили, сейчас и этим надерете…»
Есть очень разное отношение у компаний к тому, кого они считают своим потребителем. Возьмем, к примеру, Microsoft. На Cаммите Лидеров Управления в 2005 году, Дергунова Ольга, будучи руководителем Microsoftв России, говорила, что ее компания активно следит за тем, чтобы на ее продуктах партнеры Мicrosoft зарабатывали не менее 70%. Я удивился, но запомнил.
Есть
вода в известной синей бутылке, на мой личный взгляд, совершенно
невкусная. Кое-где, из под крана, льется вкуснее. Но эта вода продается
везде и когда происходят всевозможные event’ы, именно
она оказывается у всех на столах. Однажды была какая-то
бизнес-конференция, где выступали представители разных компаний, в том
числе, «Боржоми» и «Евросеть», но представителей той великой и огромной
компании, которая разливает эту самую воду, не было. Я спрашиваю даму,
отвечающую за продажу «Боржоми»: «Вы выступаете, а почему же на столах
эта гадкая вода вместо «Боржоми»? Ответ был невнятным, мне потом даже
стало стыдно, что я задал этот вопрос, потому что я знал ответ. У той
воды - охренительная дистрибуция и мощнейшая
менеджерская команда. Они не думают о конечных потребителях, потому что
вода реально средняя, вряд ли кто-то назовет ее любимой. Они думают о
дистрибуторах, то есть о ближнем логистическом звене, которое
обеспечивает попадание воды везде, где только можно.
Возьмем компанию Apple. На самих iPod, iPhone и прочих i-устройствах
весь мир зарабатывает мало. Но она, например, дает право делать
аксессуары на свои устройства и зарабатывать на них. То есть компания
Джобса получает много end-user’ов,
которые купили устройства, на которых она заработала много, а
дистрибуторы - мало. Дистрибуторы же заработали на аксессуарах, которые
они сами произвели. Надеюсь, «Евросеть» тоже научится делать это
по-нормальному.
Есть
еще много ярких примеров, когда компания остро озабочена тем, чтобы
непосредственно ближайшее логистическое звено (дилер, дистрибутор или
розничный магазин) получало свой толстый слой шоколада и с
удовольствием продавало данный товар.
А есть компании с иной философией. Самым ярким примером является Nokia. Все что написано дальше выражает мою личную позицию и никоим образом не является тем, что может опорочить, обесчестить и т.д.Для Nokia существует только end-user.
Весь их маркетинг сосредоточен только на конечном пользователе.
Менеджмент с гордостью говорит о том, что в некоторых странах
мульти-континентальный оператор имеет такие же условия, как ПБОЮЛ. В
крупной стране с населением 10 млн. жителей они уничтожили главного
дистрибутора и раздробили на 7 потоков поставку товара, которая шла
через одни руки. В 2000- 2001 г.г., начав ездить по выставкам, ото всех
дистрибуторов я слышал одну странную вещь: они все мерились, кто
сколько продал Nokia, и всегда плакались, что они не заработали. Что-то продают в «+», что-то в «-», что-то компенсируют.
Мудрые
стратеги создают условия, при которых каждый раз необходимо брать на
себя повышенные обязательства и стараться гнать объем. Но аксессуары
под маркой Nokia ты производить не можешь. Но, даже если они сделаны для другого рынка и являются оригинальными, НЕ в стране назначения Nokia
считает их контрафактными, хотя полную маржу с них компания заработала.
Интуитивно понятное меню, очень правильная спонсорская позиция по
поддержке активных видов спорта, работа с адекватными дизайнерами,
«непадение» цен после выхода дорогих моделей (чтобы люди могли ценить и
в течение длительного времени гордиться, что у них дорогой телефон), а
также освоение «надрыночного» пространства (SiroccoGold, Vertu), - все это является составными частями локомотива, который позволил Nokiaреально покорить весь мир, в том числе Россию.
В Индии, например, пару лет назад доля Nokiaбыла
около 80%, сейчас около70%, но это нельзя назвать негативной
тенденцией, при росте индийского рынка, продающего 7 млн. аппаратов в
месяц.
Людям,
обладающим интеллектом, основные причины отсутствия активного
маркетинга должны быть понятны. Тем не менее, я с удовольствием отвечу
на вопросы и освещу те аспекты, которые не раскрыл в спешке.
P.S.: кстати, аукцион продолжается и сегодня цена на Porsche Cayenne составляет 46 тыс. евро!