«Я был один раз на лекциях по тайм-менеджменту,– рассказывает
Чичваркин. – Очень вредное американское изобретение, которое учит, как
без последствий надурить своего работодателя".
Окончание
рассказа о руководителе компании "Евросеть", одном из самых
экстравагантных предпринимателей-менеджеров современной России. Начало
- см. здесь.
Благодарим журнал "Секрет фирмы" за предоставленный материал!
Игра без правил
Глядя на рабочее место Евгения Чичваркина, ни за что
не скажешь, что здесь сидит управляющий крупнейшей на рынке дилерской
компании. Вполне рядовой «недиректорский» стол, на котором не
наблюдается ни компьютера, ни деловых бумаг, зато есть масса других,
очевидно, тоже полезных для повышения эффективности работы предметов.
Например, такая игрушка: прозрачный мячик, внутри которого плавают
отрезанные пластиковые пальцы конкурентов. В чичваркинском стиле
выполнен и угол (у топ-менеджеров «Евросети» нет отдельных кабинетов)
начальника отдела сбыта, увешанный избранными посланиями от благодарных
и разгневанных покупателей.
Некоторые считают, что «Евросеть» – это диагноз. И
найти оправдание такой точке зрения несложно: слишком уж нетипично,
если брать традиционные представления о бизнесе, ведут себя люди,
стоящие во главе компании. Но традиции и правила и в стратегическом
плане, и в каждодневной трудовой деятельности, похоже, волнуют
Чичваркина в самую последнюю очередь.
Оптимальный распорядок его дня – тот, который построен исходя из личных представлений о важности и срочности задач. «Я был один раз на лекциях по тайм-менеджменту,– рассказывает Чичваркин.– Очень
вредное американское изобретение, которое учит, как без последствий
надурить своего работодателя. Я могу ставить встречи подряд. При этом
мой мобильный телефон (один из первых в стране аппаратов Vertu за 14
тыс. евро) открыт для всех, и многие вопросы я могу решать параллельно.
И для меня не проблема, если нужно, вообще отменить встречу. Ничего
страшного, если людям придется подождать».
Карающая длань
Неоднозначное отношение к экстравагантным выходкам
Чичваркина все же не мешает и коллегам, и конкурентам в один голос
заявлять о том, что «Евросетью» управляет целеустремленный и весьма
жесткий бизнесмен. «В развитии компании Евгений Чичваркин, безусловно, играет очень значимую роль, – говорит Вадим Зеленин, генеральный директор компании "Техмаркет". – С
2001 года "Евросеть" является лидером московского рынка. Без
энергичного управления компанией нельзя добиться таких результатов».
Понятие «дисциплина» в «Евросети» – вовсе не пустой
звук. В отличие от рабочего дня Чичваркина у сотрудников день строго
регламентирован. Время от времени в компании устраиваются проверки, и
отсутствие на рабочем месте в 10 утра без уважительной причины
наказывается штрафом.
Помимо карательных мер по поддержанию дисциплины
последние три года в «Евросети» практикуются превентивные: все
кандидаты в обязательном порядке проверяются на детекторе лжи. Основная
задача процедуры – отсев неблагонадежного контингента.
Для большинства розничных структур основной кадровой
проблемой является воровство со стороны персонала, и «Евросеть» здесь
не исключение. Сотрудники, уличенные в этом самом страшном, с точки
зрения руководства компании, проступке, без разговоров переходят в
разряд бывших. В некоторых случаях дело доходит до суда. Для одного из
таких субъектов, успевшего скрыться с чужими деньгами, было придумано
еще более страшное наказание вполне в духе «Евросети» – в том самом
центральном салоне «Дворец связи» повешена кукла с прикрепленными к ней
бэджем злодея и табличкой «За плохое обращение с клиентами».
Но никакие заведенные порядки, судя по всему, не
способны хоть как-то повлиять на степень безотчетной любви коллектива к
своему шефу. «Женя "заводит",– говорит Дмитрий Патрацкий, руководитель рекламной службы "Евросети".– Бывает,
уже нет никаких сил, руки опускаются, все плохо. Но, пообщавшись с ним,
получаешь такую мощную подпитку, что начинаешь смотреть на вещи совсем
по-другому».
Пример для подражания
В том, что его компания занимает и будет занимать
лидирующие позиции на рынке, сам Чичваркин не сомневается ни секунды.
Многие вполне привычные сейчас для мобильных пользователей товары и
услуги появились и распространились на рынке именно благодаря
«Евросети». В 1999 году после поездки управляющего в Китай компания
первой стала торговать цветными корпусами и шнурками, позволяющими
вешать телефон на шею. «Тогда людям просто не приходило в голову, что телефон вдруг окажется не черным,– вспоминает Чичваркин.– Когда
мы решили показать, что телефоны могут быть и розовыми, очень многие
хихикали по поводу смены ориентации, а через полгода в "цветнине"
ходили все».
Сейчас, когда рынок растет далеко не теми темпами,
что несколько лет назад, и привнести в бизнес что-то новое гораздо
тяжелее, «Евросеть» по-прежнему остается впереди именно потому, что не
стремится копировать конкурентов. «Мы будем смотреть на методы работы других компаний, когда они смогут сделать что-то успешнее нас,– говорит Чичваркин.– Самые толковые люди сидят в "Связном" – единственная компания, за которой мы наблюдаем и где идет реальный процесс творчества».
Самые нежные чувства управляющий «Евросети» питает к
сети дискаунтеров «Пятерочка». Несгибаемость питерских ритейлеров,
недрогнувшей рукой вычеркнувших из списка своих поставщиков мировых
гигантов Danone и Procter & Gamble, по мнению Чичваркина, это
подход, достойный уважения и подражания.
Евгений Чичваркин: «Когда
договариваешься по ценам и по условиям, с одной стороны, это нужно
делать гибко и хитро, с другой – действовать как стальная пружина:
гнуться только после большого усилия. Уловить тот момент, когда
необходимо остановиться,– это уже из области чувств».
Жесткая позиция при ведении бизнеса, исповедуемая
Чичваркиным, иногда оказывается неэффективной, но даже в этих случаях
компания умудряется повернуть ситуацию в свою пользу. В августе
прошлого года российское представительство южнокорейского производителя
Samsung Electronics
прекратило поставки телефонов в «Евросеть». Samsung воздержался от
официальных комментариев по поводу разрыва, зато «Евросеть» выпустила
пресс-релиз, в котором, в частности, обвинила Samsung в недопоставках
товара более чем на 100 тыс. евро. Между тем, со слов анонимного
сотрудника Samsung, давшего неофициальные комментарии интернет-изданию CNews.ru,
его компания сочла невозможным оставаться вендором «Евросети» из-за
неприемлемых требований, выдвигаемых дилером. Впрочем, не исключено,
что компании смогут договориться – Чичваркин умеет идти на компромисс.
Так, буквально через месяц после конфликта с Samsung
договорные отношения с «Евросетью» разорвал «Вымпелком», дилером
которого компания являлась с июня 2001 года. Поводом к прекращению
сотрудничества стали систематические нарушения пунктов дилерского
договора о местах размещения салонов связи. Отношения с «Евросетью»
были восстановлены в феврале нынешнего года. «Конфликт с "Вымпелкомом" коммерчески был невыгоден ни им, ни нам,– говорит Чичваркин.– Когда
мы какое-то время пожили отдельно, и нам стало друг друга не хватать,
причем нам без них было явно хуже, чем им без нас, мы договорились».
Нежелание «Евросети» изначально пойти на компромисс в конфликте с «Вымпелкомом» Чичваркин объясняет так: «Было много ситуаций, в которых мы не пошли на уступки и благодаря этому смогли получить то, чего добивались». «Думаю, что в тот момент Чичваркин просто выпустил ситуацию из-под контроля,– говорит Михаил Яковлев.– Ведь
в итоге мы помирились, хотя у Чичваркина, конечно, есть склонность
считать, что более сильный дилер должен получать лучшие условия. В этом
смысле агрессивная политика "Евросети" иногда провоцирует выход за
рамки существующей на рынке бизнес-этики».
Эксперименты non-stop
В начале этого года «Евросеть» по обыкновению громко
сообщила о том, что в ближайшее время стратегическим направлением ее
развития будет создание общероссийской дилерской сети. Планы только на
этот год – 160 салонов в 60 российских городах. На вопрос, когда
планируется завершить масштабную «стройку», Евгений Чичваркин отвечает:
«Когда будут деньги. Есть некоторая
последовательность необходимых действий, и об этом мы думаем больше,
чем о соблюдении бизнес-плана».
Бизнес-планы в компании явно не жалуют, считая их составление практически бесполезной тратой времени и сил. «Это не значит, что мы любим рисковать,– говорит Чичваркин.– Нам нравится экспериментировать, а это разные вещи, значительно отличающиеся в своей затратной части».
Тем не менее с началом региональной экспансии в
компании началась борьба с издержками, и первой ее жертвой стали
корпоративные вечеринки. Знаменитых своим размахом празднеств
(например, с участием фактически запрещенной в Москве группы
«Ленинград») станет куда меньше.
А вот на продолжении экспериментов в компании,
очевидно, экономить не собираются. На уже привыкших к причудам
«Евросети» москвичах Чичваркин хочет испытать и еще один формат
торговли – салон связи с элитными товарами и исключительным клиентским
обслуживанием, обеспечивать которое будут продавцы нетрадиционной
сексуальной ориентации. «В основном мы
позиционируемся как компания экономкласса, и покупатели неправильно
воспримут, если в наших обычных салонах будут работать люди другой
ориентации,– объясняет Евгений Чичваркин.– А
элитный салон связи предполагает такое же обслуживание, как в хорошей
парикмахерской или салоне красоты. Здесь тоже требуется правильное,
проникновенное общение с клиентами, и здесь надо торговать именно так».