Бизнесмен
Дмитрий
Потапенко никогда, в сущности, не жил при социализме. В юности он
сдавал макулатуру и спекулировал полученными за нее книгами, чтобы
доставать и читать то, что хочется. Тоже через фарцовку собрал большую
коллекцию виниловых пластинок, которую хранит до сих пор. Учась в
институте, перегонял машины из Владивостока, работал в морге, был
управляющим казино, которое «держал» Отари Квантришвили. Свою первую
компанию зарегистрировал в 1989 году: студенты, которых он
организовывал, разносили почту, разгружали вагоны, а впоследствии
торговали компьютерами. Потом был управляющим сети «Пятерочка» в Москве и
Московской области, создал свой розничный бизнес (сети «Гастрономчикъ»,
«Продэко» и др.) и постоянно хватается за новые проекты – в смежных и
не очень смежных сферах.
Бизнес интересует его больше, чем то, что можно делать с заработанными
деньгами. Живет он скромно, мало тратит на себя, не носит вещи известных
брендов, потому что не видит разницы между ними и масс-маркетом. Обо
всём этом, а также о новом законе «О торговле», ситуации в бизнесе и
политике он рассказал в интервью Slon.ru.
– Когда я впервые услышала ваши публичные высказывания про «пацанов в
погонах», про «пилить бабло», про «посидеть на дорожку», у меня был
лёгкий шок. Взрослый человек, бизнесмен, не закрывающий бизнес в этой
стране, а, напротив, расширяющий, –
либо отчаянный смельчак,
либо «ходит» под очень серьезной «крышей», да еще пиарится.
– Я бы сказал так: ни в детстве, ни сейчас я не считал себя рабом.
Мне регулярно говорят: ты же можешь за это огрести. Я знаю. Я лучше
огребу. Я просто считаю, что я имею право высказать своё мнение. У меня
нет внутреннего ограничения на внутреннюю свободу. Её у меня отобрать не
может никто. Отобрать можно внешнюю свободу. Как отбирают у всех наших
ребят, которые сидят. Публично свои мысли редко кто из бизнесменов
высказывает, но и в целом публичных бизнесменов мало. Хочется быть и
красивым, и любезным, и чтобы денег давали… Я не против мнения тех
людей, которые считают, что я занимаюсь самопиаром, только очень
хочется, чтобы эти же люди мне написали: Дмитрий Валерьевич, ваш
самопиар можно превратить в деньги или в знакомство с девушками, то есть
чтобы была результативная часть. Как только такое случится, я все силы
положу на это. А сейчас... ну, я знаю, что на меня много ссылок, – и
что? Ничего.
– У вас три автомобиля, а вы пользуетесь общественным транспортом.
Почему?
– Если бы у нас общественный транспорт работал так, как работает
например, в Праге, и из одного места в другое можно было бы доехать на
трамвае, я бы не покупал автомобиль. Ну, разве что для поездки за
продуктами или на выходные за город в семьей. Для меня машина давно не
является фетишем. Если мне надо ехать на какую-то встречу, зачем мне
ехать на машине, чтобы потратить в два раза больше времени в пробках,
пропуская авто майора с мигалками? Время для меня ценно.
– У вас действительно семейный бюджет в месяц составляет 15 000
рублей?
– Сейчас стало чуть побольше, но на продукты мы тратим где-то 15 000 –
17 000 рублей. Я как магазинщик не люблю магазины. Для меня поход в
магазин должен пройти быстро. Пришёл, набрал быстро большую телегу и
уехал. У меня до дурного доходит – мои дети уже знают, что такое частная
марка. И могут в любом магазине её найти.
– У вас есть собственная сеть. Почему вы не покупаете продукты
там?
– Там другой ассортимент. Мне этот вопрос периодически задают.
– Вы – владелец продуктовой сети, а закупаетесь в «Ашане», и
хотите, чтобы вас не спрашивали, почему вы не покупаете своё?
– Оно не моё, оно народа. Основная масса народа употребляет «Балтику
№3» и любит «Доширак». А я стараюсь детей не кормить «Дошираком».
Продукты в моих магазинах не лучше и не хуже. Они просто другие.
Магазины-то я строил не для себя, а для народа. Почувствуйте разницу.
Ассортимент продуктов, которые покупаю я, вряд ли ещё кто-то будет
покупать… Еда для меня – это бензин. Залил – побежал. И что? Ради себя
любимого создавать ассортиментную матрицу, которая будет нравится мне?
Она будет очень убогая и очень маленькая. Я покупаю в «Ашане» больше
количество носков по 55 руб. за пару. Своей супруге покупаю гольфы
коробками. Мы вместе покупаем там же нижнее бельё. Я вообще покупаю
много вещей одинакового вида. Например, кроссовок я покупаю сразу две
пары. И они у меня лежат. То же самое и с костюмами. Сколько я себя
помню, они просто меняются и всё. Я не прусь от брендов. Вот если я
пойму что-то особенное про Dolce & Gabbana, я сразу куплю.
– Вы достаточно скромно живёте, несмотря на то, что можете себе
многое позволить. Почему?
– А зачем? Как только вы мне объясните, зачем... Если мы едем
заграницу, мы не идем по каким-то дорогим бутикам и ресторанам. Я
работаю в масс-маркете, я сам – массовый продукт. Надо жить в этой
тусовке. Меня несколько раз приглашали на всякие гламурные тусовки – я
пытался понять. Мне говорили: ты же можешь на этом заработать. Но в этом
мейнстриме я тогда должен жить. Развлекаться где-нибудь в два часа
ночи. А у меня отбой в 10:30 вечера, потому что в 3:30 мне надо вставать
и работать.
– Расскажите о Management
Development Group, какова структура активов, как управляется? На
вашей визитке указано много разных направлений: это и продуктовые сети, и
сети столовых, и архитектурно-строительное бюро. Как все эти
направления сочетаются?
– Причинно-следственная цепочка очень легка. Ещё когда я формировал
объекты для кого-то, было понятно, что нет строительных организаций,
готовых за 26 дней запустить магазин или ресторан.
– Почему 26 дней?
– Обычно, очень жёсткие сроки ставят «Пятёрочка» или та же «Копейка» –
это стандарты, которые мы сами и вырабатывали… Нет таких организаций,
которые умеют поставить процесс, чтобы было быстро. Говорят, что от
этого качество страдает. Но побелка убивается в течение двух суток, а за
неделю магазин, столовая или ресторанчик превращается в говнище.
По-любому. И зачем шлифовать стенки? Их достаточно обшить металлом. Свет
нужен самый обычный. Единственное требование – плитка должна быть ровно
положена. Организаций, которые готовы работать в таком интенсивном
режиме, единицы. Поэтому когда возникли свои объекты – возник вопрос:
кто будет делать? И появилась собственная строительная организация. На
работы набираются узбеки и таджики, а мы стоим сверху с хлыстом. Батрак –
вообще хорошая психология. У людей есть привычка работать на земле.
Дайте им эту землю и ту зарплату, которой они достойны. И не надо им
устраивать кучу санузлов, и каких-то условий труда. В итоге у вас будут
невысокие издержки, и вы получите то, что хотите. Архитектурное бюро
работает. Есть частные заказы. Например, сделать кому-то магазин. Но там
несколько другой класс. Два архитектора сидят в Чехии. Конечно, большую
часть работы делают наши мальчики и девочки из Строгановки, а
архитекторы в Чехии – больше для бренда. Вот такая скукотища. Есть сетка
DIY – это недавняя покупка, бренд «Парад планет». Сейчас это шесть
магазинов среднего сегмента. Но там надо всё убирать и чистить.
– Зачем тогда купили?
– Для входа в рынок. Купил фактически за долги. У меня есть клиент –
Leroy Merlin, мы туда поставляем ковролин на шесть или семь миллионов
рублей в месяц. Есть шторная студия, три магазина. И сейчас мы
постараемся развивать шторные студии и продавать франшизу.
– А что будете делать с DIY? Купили, вошли на рынок, а дальше?
– Сделаем бренд «Хозмагъ» – магазины у дома. Будем делать такие же
магазины, как «Гастрономчикъ», только хозяйственные.
– И сколько планируете сделать?
– Планировать пока рано, надо разгрести «Парад планет», там долгов
ещё много. Они мне достались за долги, но есть ещё долги поставщикам и
кредиторам. А моя позиция такова, что нельзя никого кидать. Надо
рассчитываться, договариваться о реструктуризации.
– Вы, с одной стороны, – владелец собственного бизнеса, с
другой – вы управляющий, реанимирующий.
– Я всегда реанимирующий. Зачем создавать что-то с нуля, когда всё
уже создано? Давайте представим, что Потапенко не будет выходить на
рынок DIY путём забора за долги какой-то компании, а начнёт создавать
такие магазины с нуля. Зачем? Он что, что-то новое создаст? Нет. Я купил
за долги негативную историю. Она мне более важна, чем позитивная.
– Почему?
– Негативный опыт – это как в спорте. Когда ты получил по морде,
начинаешь больше тренироваться, потому что видишь ошибки. Я стараюсь
сначала присмотреться. Может, это черта характера: когда я вхожу в
какой-то новый коллектив, я здороваюсь и ухожу в уголок. И первые три
дня я могу сидеть в углу и наблюдать. Я не могу войти и сказать:
здравствуйте, а вот и я… Здравствуй Бим, здравствуй Бом... Это не моё.
Поэтому и гламур – не мой. Там же надо «здравствуй, Бим, здравствуй,
Бом».
– Я просто пытаюсь понять вашу всеядность.
– Она шаблонная.
– Назовите мне ещё хотя бы пять человек с подобной структурой
бизнеса: и еда, и стройка, и DIY, и свои проекты, и управление чужими.
Назовёте ещё пять – соглашусь, что шаблонно, и отстану.
– Подождите. Я других не знаю. Это с точки зрения бизнеса шаблон:
продуктовые магазины «возле дома», столовые на предприятиях и DIY возле
дома. Одна бизнес-схема: простой продукт, максимально быстро и дешево.
Во всём бизнесе у меня туалетная бумага и бананы. Это два самых
потребляемых продукта. Везде. В столовых, в DIY, в магазинах. В чём
разница-то? Или я туплю?
– Можете раскрыть финансовые показатели компании, сказать какая
доля дохода приходится на какую структуру?
– Мы не являемся публичной компанией, но прошлогодний оборот
российской части бизнеса составил примерно 160 млн зарубежных денег. Из
них: 55% – это продукты питания, примерно 35% – столовые, остальное –
услуги управления внешними компаниями и DIY.
– Довольно небольшой бизнес. Не боитесь, что вас задавят крупные
игроки? Вот придет какой-нибудь Wal-Mart...
– Что касается Wal-Мart – ездят различные эмиссары в большом
количестве уже лет восемь. Но он не войдёт. Для этого должна быть
прозрачная структура собственности. А в России её нет, не было и не
будет. Какой дурак здесь оформит всё на одно юридическое лицо, которое
может закрыть обычный ОБЭПовец? Пришёл, забрал сервера, и никто ему
противодействовать не может. Кнопочку нажал – и всё. А через сутки
простоя любой торговой компании, я вас уверяю, просто на основании того,
что проверяется легальность получения каких-нибудь программ, – компания
закрывается.
– Поэтому все запутывают структуру своего бизнеса?
– Конечно, всё оформляется на кучу юридических лиц, всё разбивается.
Потому что все прекрасно понимают, что в любой момент любой, самый
последний ОБЭПовец может утопить. Далеко ходить за примерами не надо.
Возьмите «Арбат-Престиж». Был и нету… Просто пришли ребята и закрыли.
Посадили пацана. Он сейчас вышел. И его даже можно оправдать. Ну хорошо,
оправдают. Кем он может пойти работать? Дворником. Денег нет, плохая
кредитная история. Деваться ему некуда. Или вот IKEA. Отказалась от
дальнейших инвестиций в Россию. После этого всё правительство должно
было в стране уйти в отставку, потому что крупнейший инвестор отказался
от вливаний из-за непрозрачных правил. [В прошлом году IKEA
действительно заявляла, что не будет делать в России новых проектов
из-за «непредсказуемой бюрократической системы», но затем, после
ряда уступок со стороны чиновников, заявила, что возобновит инвестиции.
– Slon.ru].
– Что скажете о новом законе «О торговле»? Обижают ли на самом
деле торговцы поставщиков?
– Обижают, конечно. Вся товаропроводящая цепочка очень простая. Даже
если будете сажать огурцы, у вас всегда будет шесть звеньев цепочки.
Первое – физическое производство; второе – физическая переработка;
третье – упаковка; четвертое – транспортная логистика; пятое – складская
логистика и шестое – продажа. Обижает ли кто-либо кого-либо в этой
цепочке? Обижает. Потому что в ней существуют три уровня потребления и
объёма. Например, если я начну производить лаваш, я не могу работать с
Х5 Retail Group. В одной из передач по телевидению был такой сюжет:
некий производитель жаловался, что он производит торты, а его не пускают
в «Перекрёсток». Я ответил ему за кадром: вы понимаете, что вы не
можете работать с Х5 Retail Group? Потому что уровень вашего
производства достаточен для двух-трёх магазинов. А что делать этой сети
во всех остальных магазинах? В одном магазине – одни торты, в другом –
другие? Это будет не сеть, а помойка. Поэтому сравнимое работает со
сравнимым. Поймите, в маленькие магазины производители не поставляют
товар. У меня, когда сеть только начинала развиваться, процент
выполнения заказов от производителей составлял 11%. Точно так же, когда
сетка вырастает и производитель становится для нее мал, у него забирают
объём и начинают диктовать условия. Сейчас в России есть жестокий
дисбаланс по объёму и потреблению. Когда ряд производителей пытаются
влезть таксой на дога – не получится. И наоборот не получится. Никогда
дог с таксой, хоть ты тресни… Будет бастард. Не будет ни морального, ни
эротического удовлетворения. Ни у таксы, ни у дога. Сплошные мучения.
Закон о торговле – это такая табуретка, которую мы пытаемся подставить
под таксу, чтобы она трахнула дога.
– Как закон «О торговле» повлияет на цены?
– Цены увеличатся. Они уже увеличиваются. Для этого достаточно войти
на один из популярных сайтов для ритейлеров и посмотреть, что обсуждают
производители. Большие сети сейчас давят производителей, пользуясь
законом. А крупные производители давят магазины, повышая цену поставки.
Соответственно, маленькие магазины становятся ещё менее конкурентными – у
них нет возможности работать на рынке. Мы просто уничтожаем рынок
мелкой торговли.
– Выходит, что этот закон хорош только для крупных сетей?
– Все этот закон называют «законом двух компаний» – то есть «Магнита»
и Х5, больше всего он повредит мелочи. А писали его понятно кто –
депутаты, владельцы конкретных производственных площадок, которые спят и
видят, чтобы вся их курятина, или какая-нибудь произведенная
псевдокачественная ерунда продавалась дороже. Их спрашиваешь: почему у
вас товар дороже, чем импортный? Говорят, потому что качественный. Слово
«качество» мне, пожалуйста, в цифры переведите – расшифруйте, что такое
ваше качество… Для меня есть другой критерий: проходит ли товар по
ГОСТу.
– Кроме России у вас есть бизнес в Чехии и Болгарии. Почему были
выбраны именно эти страны и как там обстоят дела?
– Это достаточно нищие страны, но с большой перспективой, то есть мой
сегмент. Бывший соцлагерь, близкий менталитет.
– Чем там отличаются бизнес-процессы от российских?
– Ну, например, я там инвестировал деньги и налоги не плачу, пока не
верну инвестиции. А в России кого волнуют твои проблемы? Сделал
инвестиции – и у тебя должен быть всё время доходный бизнес. А как
только бизнес уходит в минус, к тебе приезжает налоговая инспекция с
проверкой. А за границей бизнес может несколько лет работать в минус,
это нормальная практика.
– Коррупция там такая же, как у нас?
– Она там отсутствует как класс. Там управа представляет из себя
старое здание, где сидят за окошками тётушки, как у нас в «Сбербанке».
Например, тебе нужна выписка из торгового реестра. Нажимаешь кнопочку,
получаешь талончик, подходишь к тётушке, талончик показываешь, пишешь на
бумажке название компании на английском языке – получаешь выписку. Она
тебе марку клеит стоимостью около 100 крон – и ты пошёл вон. Ни очереди,
ничего. Поэтому бессмысленно говорить о том, как там и как здесь. Всю
эту толпу, ездящую с номерами «АМР» и мигалками, надо на Колыму
отправить, чтобы они восстанавливали БАМ. Никто не почувствует никакой
разницы от того, что всё это говнище с Охотного ряда съехало. Они
исчезнут, и у нас освободится телеканал, можно будет мультики детям
показывать. А не «миллион тонн чугуна надоили хлопкоробы Белоруссии».
– Может, хотите совсем уехать из России не только вести бизнес, но
и жить за границей?
– Если бы деньги определяли в мотивационной схеме хоть что-нибудь,
была бы скукотища…
– А что для вас определяющий фактор в таком случае?
–– Какой-то драйв должен быть. Мне нравится эта страна, люди, с
которыми я общаюсь. А туда зачем я приеду? Тупо заколачивать бабло?
Скукотища! Ну, заработаю. И дальше что? Вот я взял в аренду офис, вложил
миллион рублей, провёл коммуникации, интернет, сделал ремонт и теперь
буду сдавать. С 1 февраля начнёт заезжать народ, люди будут что-то
делать… Вопрос не в сумме того, что я заработаю . Это не так интересно.
Интересно то, что народ будет работать. Но, конечно, деньги при этом
присутствуют, я барыга-спекулянт, я зарабатываю.
– Вы летом говорили о национализации бизнеса под прикрытием
кризиса. Что сейчас происходит?
– На мой взгляд, тенденция не поменялась. В регионах банков уже,
по-моему, не осталось, кроме трёх всем известных. Авиакомпаний частных
практически нет – можно вывешивать старый советский лозунг «летайте
самолётами Аэрофлота». Но в ритейл, скорее всего, власти не полезут,
потому что бизнес при всей доходности, к сожалению, скучный. И не дай
бог стухнет какая-нибудь колбаса или окорочка – это же будет пятно на
репутации государства.
– Ходорковский, Некрасов, Чичваркин, Бабосюк, как по-вашему – кто
следующий?
– Может быть кто угодно. В интернете висит типа рекламного плаката:
«Сделал хороший бизнес? – билеты в Лондон 230 долларов» [в оригинале не совсем так, но
смысл такой. – Slon.ru]. Участковый посмотрит на ближайшую палатку,
прокурор – на сеть бутиков, премьер – на нефтяную компанию. Нет ни одной
ступени, начиная от бабушки, торгующей носками, до самой большой
компании, которая не подвержена такому риску. Так что, куда дальше
направят крутые ребята глаз? Куда угодно. У них есть только одно
ограничение – они боятся друг друга.
Мы сейчас вошли практически в начало 17-го года. Ничего не изменится,
пока чиновники не нажрутся и не станут пенсионерами.
– Что сейчас происходит в вашем бизнесе, как на нём отразился
кризис?
– Изменился клиент. Люди в костюмах, которые в мои столовые никогда
не заходили, начали заходить. Регулярные клиенты стали меньше покупать,
их число сократилось, потому что прошли массовые увольнения. В
продуктовой сети – по регионам ситуация различна, в зависимости от
степени присутствия, но в целом, есть падение, которое достигает 22%.
Падение это достаточно серьёзное. Сейчас клиент выбирает только низкую
цену, а поскольку во многих местах я для поставщика не являюсь
превалирующим клиентом, меня давят и поднимают цены. В соответствии с
новым законом сокращают отсрочки, что для меня было самым актуальным, и
оптовые скидки, потому что оптовой скидки в 10%, которую прописали в
законе, не было никогда. По такой схеме просто нельзя работать. Этот год
для малого и среднего предпринимателя будет совсем тяжелым.
– Что надо сделать, чтобы его пережить?
– Изменить ассортимент. Например в DIY, поскольку это был средний
сегмент, мы кардинально меняем ассортимент. Уходим в нижнюю ценовую
категорию, то же самое относится и к продуктам.
– А как вы будете менять ассортимент, вы же сами говорите про
поставщиков, которые вас не жалуют сейчас?
– Будем выходить на других поставщиков. На совсем маленькие
фермерские хозяйства. Потому что сейчас сильно изменились потребности
клиентов. Народ не верит тому, что говорится с экранов телевизоров.
Когда ты слышишь, что цены не возросли… На днях смотрел программу с
Тиграном Кеосаяном, очень интересно, когда о ценах и экономической
политике приглашают рассуждать депутатов Госдумы. Я бы их просто вешал
на столбах. Потому что когда они рассказывают о том, что цены не
изменились, это смешно. Ну, наверное, цена бутерброда с икрой в Госдуме
не изменилась, но в целом цены возросли, причём существенно. На 30–40%
они возросли. Я могу показать факсы, которые присылали все поставщики в
начале года, у большинства импортные ингредиенты, упаковка. Все цены
выросли и будут расти дальше.
– В текущем году на сколько ещё цены могут вырасти?
– Думаю, что на 30–40%. Дисбаланс, который подстегнёт закон, –
большие задавят маленьких.
– Вы как бизнесмен переживёте закон «О торговле»?
– Я как вёрткая шелупонь переживу всё.
– Размер откатов изменился из-за кризиса?
– Нет. Вот мы входим в ряд бизнес-центров, и в Москве в том числе, я
имею в виду сеть столовых. Столовая, работающая в бизнес-центре,
увеличивает арендную плату и заполняемость в среднем на 15%. Но
менеджер, который сдаёт помещение в аренду, берет взятку. Потому что
начальники отрезали себя от мира. 90% наших компаний работают по
вертикали власти, поэтому невозможно достучаться до верха. И занос
документов начальнику стоит 3000–4000 евро. Причём берут взятки
менеджеры очень известных компаний. А сказать начальству о том, что
подчиненные берут взятки, нельзя. Потому что как только ты это скажешь,
ты в тендер не войдёшь.
– Как по-вашему, пик кризиса пройден, экономика начинает
восстанавливаться?
– Учитывая отток покупателей в магазинах и ресторанах, а также
большое количество надписей «аренда» на помещениях – всё хорошо. Ведь
надпись «аренда» – индикатор того, что жопа. А этих надписей становится
всё больше и на офисах, магазинах, ресторанах…
– Можно ли в России строить долгосрочные планы развития? Какова
максимально возможная перспектива планирования?
– Я думаю, секунд 10. В прямом смысле слова. Будущего
нет, есть
только настоящее. Через 10 секунд может всё что угодно случиться.