Видеоблог Олега Тинькова:
finansmag.ru/blogs/author/31 Я точно говорил Жене Чичваркину продать бизнес в 2005 году. Он меня не
послушал, мне кажется, зря. Другим тоже говорил, не буду имен упоминать,
это все публичные люди.
Под продажей я понимаю не обязательно продажу 100% , возможно сделать
IPO, продать часть инвестиционному фонду. В 2005–2008 годах, после того
как я продал свой пивной бизнес, все говорили, что рано или дешево, но в
итоге я оказался прав.
На самом деле никогда не рано и никогда не дешево: как только
предложили, скорее всего, нужно продавать, как это ни странно звучит.
Сейчас люди это все больше понимают, особенно в связи с кризисом. Раньше
хотели еще больше и верили в какой-то безудержный рост.
Когда смотрю на оценки компаний в 30 чистых прибылей или в 10 EBITDA, то
вообще не понимаю, как можно покупать бизнес по такой цене. Это
совершенно странная ситуация.
Вторым стимулом продажи бизнеса может быть негативный тренд. Вы видите,
что бизнес начинает генерить больше долга, чем прибыли. Соответственно
время от него избавиться. Надо видеть немного наперед, с некоторыми
бизнесами у меня так и случалось.
Есть два подхода выйти из бизнеса: увидеть негативный тренд или продать,
потому что дороже возможно и не будет. Хотя в глазах собственника
всегда кажется, что твой бизнес стоит дороже, но нужно держать себя в
руках, как это умею делать я.
Не жадничайте – как только предлагают, сразу продавайте.
|