Фонд "Общественное мнение" исследовал перспективы развития
предпринимательства в двух регионах – в Томской и Ростовской областях.
Где больше возможностей для мелкого и среднего бизнеса? Что мешает развитию предпринимательства в стране? Каков коллективный портрет современного российского бизнесмена?По
данным социологов, в целом по России к предпринимателям относят себя
3-4 процента граждан. Потенциальных же бизнесменов, то есть тех, кто
планирует в ближайшее время открыть свое дело, около 12 процентов. В
Москве этот процент выше, чем в регионах. В данном случае, в Ростове и в
Томске, применялись две методики изучения общественного мнения: с одной
стороны, массовые опросы, а с другой – глубинные интервью с
предпринимателями. О результатах исследования рассказывает социолог Лариса Паутова: –
Томск решил действительно создать максимальные условия для молодых
людей, поскольку обратили внимание на то, что, скажем, в Москве очень
часто программа предлагает субсидии и гранты для молодых
предпринимателей, но тех, кто хотел бы взять эти субсидии, не так много.
Люди часто просто не готовы ввязаться в эту достаточно сложную для себя
игру с властью и со своей жизнью. В Томске мы проводим комплексное
исследование. С одной стороны, нам интересно понять население этого
отдельного региона – насколько оно готово создавать собственный бизнес, и
насколько сибиряки отличаются от россиян. И мы видим, что, в общем-то,
эти процессы напоминают нам общероссийские: примерно каждый десятый,
каждый двенадцатый хотел бы при определенных условиях создавать
собственный бизнес. Конечно же, хотелось бы, чтобы процент людей,
которые готовы рискнуть, был выше, потому что есть федеральный и
региональный заказ на то, чтобы именно в этом регионе бизнес рос. Но, в
общем-то, данные не совсем оптимистичные. Люди часто просто не готовы ввязаться в эту достаточно сложную для себя игру с властью и со своей жизнью![](http://www.svobodanews.ru/img/quote_2v2.gif) – А что мешает развитию бизнеса в российских регионах?
–
Очень много страхов. Они, прежде всего, связаны с тем, что в России
бизнесмен не застрахован от того, чтобы не столкнуться с
бюрократическими сложностями, с коррупцией, с высокими налогами. Сейчас,
может быть, время жесткого бизнеса в стиле "бригад" ушло в прошлое, но,
тем не менее, бизнесмен борется – не с такими же, как он, но с властью,
с коррупцией, с высокими налогами. И эти страхи, конечно же, характерны
для всех категорий населения и даже для молодежи. Я думаю, во многом
они связаны с образами, которые до сих пор существуют в СМИ: такие
медийные предпринимательские фигуры, как Чичваркин или Ходорковский,
вызывают скорее страх, нежели желание открыть собственный бизнес либо
расширять бизнес и играть с властью.
– Какова ситуация в другом регионе, который вы посетили, в Ростове?
–
Ростов всегда был купеческим, торговым городом, здесь
предпринимательство можно встретить на каждом углу. В целом доля
предпринимателей в Ростовской области выше, чем по стране, но там тоже
есть проблемы. Современный бизнес – прежде всего, инновационный,
технологичный бизнес. А в этом регионе как раз доля наукоемкого,
инновационного бизнеса очень низкая.
– Удалось ли вам увидеть некий коллективный портрет российского предпринимателя? Если да, что это за люди?
–
Это особый тип личности. Для них, прежде всего, ценны не столько
деньги, сколько самореализация. Вторая черта – это независимость. В
общем-то, они не любят субординацию, не любят дисциплину, поэтому у них
часто возникают проблемы с российской властью. Это люди действия –
активные, коммуникабельные, очень общительные. Они желают изменить мир.
Мне очень нравится выражение Стива Джобса, который во многом является
олицетворением современного бизнеса: "Мы можем всю жизнь продавать
газировку, а можем изменить мир". И Стив Джобс создает Apple, создает
бизнес нового типа. Вот это как раз типичный пример современного
предпринимателя, у которого есть желание что-то вокруг себя поменять.
В
целом выводы социологов неутешительны: в современной России – не лучшие
условия для предпринимательства. В стране сложные отношения между
властью и бизнесом, и, видимо, поэтому процент людей, желающих завести
свое дело, по некоторым данным, не растет, а даже снижается.
|