Культ корпоративного веселья
распространяется, как заразная болезнь. Следуя модной тенденции,
корпорации пытаются перещеголять друг друга в организации разнообразных
развлечений на работе. Предполагается, что это сплачивает рабочий
коллектив, стимулирует творчество и поднимает производительность труда.
Но когда веселье становится принудительным, из него
исчезает главный элемент. А именно — само веселье, отмечает британский
журнал The Economist.
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Издание отдает дань ностальгии, вспоминая еще совсем недавние
времена, когда можно было курить прямо за рабочим столом, в обеденный
перерыв пропускать стаканчик-другой виски и ухаживать за сотрудницами,
не думая о возможных судебных исках за сексуальные домогательства.
Сегодня многие западные корпорации прямо-таки одержимы весельем. В
вестибюлях устанавливаются альпинистские стенки, в кабинетах начальников
отделов селят гигантских надувных животных. В IT-компании Acclaris
существует должность «босса по развлечениям». В американском филиале
канадского банка Toronto Dominion есть спецотдел под названием Wow!,
который устраивает костюмированные представления в честь самых
трудолюбивых сотрудников.
Гигант розничной торговли Wal-Mart требует от кассиров улыбаться всем
без исключения. Boston Pizza рекомендует чествовать успешных и веселых
коллег, присылая им символические «золотые» бананы. В лондонском офисе
компании Red Bull оборудована горка для катания.
Перегуглить Google
Компания Google уже давно задала планку по части развлечений
сотрудников в рабочее время, как, впрочем, и во многом другом. В
штаб-квартире корпорации — знаменитом бизнес-комплексе Googleplex — есть
спортивный зал, на территории обустроены волейбольные площадки и
бассейны, проложены велосипедные дорожки, установлены макеты
космического корабля и скелет динозавра, сотрудникам предлагаются услуги
массажистов. Правда, принудительный элемент тут, похоже, отсутствует.
Хочешь развеяться — иди поиграй в волейбол, не хочешь — пиши свои
программы дальше.
Первенство Google явно не дает покоя боссам других компаний. Сервис
микроблогов Twitter хвастается своей прикольной рабочей атмосферой:
сотрудники компании носят ковбойские шляпы, и на работе каждый день
случаются «безумные вещи». В Twitter работает специальная команда,
задача которой — радовать сотрудников. Например, подносить им мокрые
полотенца в жаркий день.
Босс интернет-магазина обуви Zappo Тони Хси 10% рабочего времени
посвящает изучению «науки радости». Он утверждает, что создание
атмосферы веселья и некой чудаковатости является одной из базовых
ценностей его компании. Однажды Хси пошутил, что судился с киностудией
Walt Disney за их притязания быть «самым радостным местом на планете».
Одно из распространенных мероприятий Zappo — «акты доброты», когда
сотрудники выстраиваются в шеренгу и танцуют зажигательную кубинскую
конгу, а потом выбирают лучшего работника, который в течение недели
должен носить шутовскую шляпу.
В России в создании атмосферы корпоративного веселья и чудаковатости
немало преуспела компания мобильной связи «Евросеть» во главе со своим
экстравагантным боссом Евгением Чичваркиным. Их эпатажные рекламные
акции с раздеваниями гремели на всю Россию, начальницы отделов
фотографировались для эротических календарей, а сотрудникам регулярно
рассылались оформленные в виде коллажей письма руководства с
уморительными наставлениями. Но, видимо, после спешного отбытия
Чичваркина в Великобританию два года назад, где он запросил
политического убежища, веселья в компании несколько поубавилось.
Веселиться надо правильно
Организация развлечений на работе уже превратилась в бизнес.
Индийский врач Мадан Катария организует курсы «йоги смеха» для
корпоративных клиентов. Офисный центр Chiswick Park в Лондоне в
обеденные перерывы устраивает такие корпоративные мероприятия, как
совместная стрижка овец или выпас гусей.
Обширный выбор развлечений на работе предлагает британская компания
Fun at Work. В числе услуг: установка в приемной ледяных скульптур и
макетов электрических стульев, оформление одной из стен офиса в стиле
граффити (совет: сотрудники также могут использовать ее в качестве доски
объявлений), вызов в офис аниматоров, загримированных под греческие
статуи.
Предлагается также на день заменить секретарш актерами — двойниками
героев популярных телесериалов. Или устроить игру в раскрытие убийства
(в начале рабочего дня один из сотрудников обнаруживает за кофейным
аппаратом труп). Наконец, компания может воспользоваться услугами
специалиста, который научит сотрудников красиво и естественно улыбаться.
Культ корпоративного веселья нашел отражение и в массовой культуре.
Герой популярного мультсериала «Симпсоны» работает на атомной
электростанции, где регулярно устраиваются дни веселых шляп, но не
соблюдаются стандарты безопасности.
Железной рукой — к радости и счастью
Нынешнее стремление к веселью на работе может основываться на трех
популярных постулатах современного менеджмента: делегирование
полномочий, вовлеченность, творчество. Менеджеры полагают, что подобные
развлечения хорошо мотивируют сотрудников, пробуждают в них творчество,
заставляют активнее участвовать в трудовом процессе.
Боссы ожидают отдачи в виде повышения производительности труда и
более крепкой команды. Имидж «счастливой компании» тоже играет
определенную роль, особенно в нынешние не особо радостные времена
экономического спада.
Но минус популярной тенденции заключается в том, что во многих
случаях подобные мероприятия носят обязательно-принудительный характер.
Когда веселье становится частью корпоративной стратегии, оно перестает
быть весельем и становится, в лучшем случае, пустой тратой времени, а в
худшем — досадным принуждением, резюмирует The Economist.
|