Суббота, 18.05.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Декабрь » 30 » Три ошибки губернатора Мишарина
    Три ошибки губернатора Мишарина
    12:40


    Интервью с главой Уральской гильдии политических консультантов, заместителем директора Института философии и права УрО РАН Константином Киселевым

    28.12.2009

    Под воздействием кризиса вертикаль власти затрещала по швам, – констатирует известный уральский политолог, подводя итоги уходящего года. По словам Константина Киселева, процесс разрушения начался с сердцевины власти – правоохранительных органов. На этом фоне в Свердловской области состоялось главное событие года – смена губернатора. В интервью «НЭП» эксперт рассказал, чего можно ждать от нового главы региона, а чего ждать бессмысленно. Какие ошибки уже успел сделать Александр Мишарин, и какие семь поступков он должен совершить, чтобы стало ясно, что политическая система меняется в лучшую сторону.

    – Константин Викторович, подведите вкратце политические итоги 2009 года. Каковы, на ваш взгляд, основные события уходящего года?

    Что касается событий, то этого добра было достаточно, но большинство из разряда либо печальных, либо тревожных. Назовем лишь некоторые. Федеральные события: трагедия в Перми в «Хромой лошади», террористический акт и подрыв «Невского экспресса», масштабная фальсификация региональных выборов в октябре 2009, в том числе в Москве, дело майора милиции Евсюкова, расстрелявшего невинных людей в супермаркете. Также публичное обращение майора Дымовского, уезд из страны Чичваркина, попытка начать борьбу с коррупцией.

    Региональные события: трагедия на дискотеке в Первоуральске, трагедия на шахте Естюнинская, арест и осуждение Алексея Никифорова, вывесившего растяжку «Хватит Путина», принятие областного закона о «комендантском часе», скандал на выборах в Сысерти, PR-война между ГУВД и мэрией Екатеринбурга, снос дома Ярутина, возбуждение дела о «пропавшем пенсионном миллиарде».

    И все это на фоне кризиса и свиного гриппа. Саммит ШОС, о котором говорили более двух лет, на фоне трагедий и скандалов был забыт напрочь. Такой год.

    Настроение людей в этой ситуации понятно. Ничего хорошего, хотя человек привыкает ко всему.

    При этом политические итоги 2009 года связаны не с деформациями общественного сознания, но с самой властью. Создается впечатление, что пресловутая вертикаль затрещала. Очевидно, что сущность этой вертикали не пустопорожняя «Единая Россия» и даже не система исполнительной власти, но правоохранительные (репрессивные) органы. Только на них держится власть, они ее сердцевина и суть. И именно они под влиянием кризиса стали разрушаться, показали свою неэффективность. В результате сама власть растерялась и стала вопрошать: «Что делать?». Пока не меняется, но хотя бы спрашивает. Пока не знает, что придумать, пока действует в рамках старых, прежних парадигм, но хотя бы спрашивает. И, слава Богу. Хоть так. Тенденция чуть-чуть наметилась.

    В Свердловской области произошло ровно то же самое. Вертикаль стала испытывать перегрузки и давать сбои. Начались «внутривертикальные» разборки, проявившиеся и публично. Правоохранители получили скандалы с Юрием Деминым (начальник ГИБДД), со стриптизом на рабочем месте, разоблачениями майора Татьяны Домрачевой и другие. Понятно, что такого рода вещи творились всегда, но в этом году все стало достоянием общественности и активно обсуждалось. Создается впечатление, что появилось некое новое качество, что котел, конечно, не перегрелся, но температуру набирать начал.

    Многие удивляются, почему «крышу снесло» именно у правоохранителей и прочих силовиков? И тут все просто. Мне кажется, что дело в том, что о представителях других «отраслей власти» было больше известно. Сажали мэров. Заводили дела на депутатов. Разоблачали губернаторов. Правоохранители были как бы в тени. При этом мерзость подобная той, что творилась и разоблачалась в 2009 году, существовала всегда. Градус мерзости стал невыносимым именно в 2009 году. Правоохранители почувствовали свою полную безнаказанность. Возможно, что первоначально они боялись каких-то перемен, что мог инициировать Дмитрий Медведев. Но стало очевидно, что он «свой», контролируемый вертикалью силовиков. И понеслось все с еще большей силой и с неприкрытой наглостью.

    На этом фоне в Свердловской области прошла смена губернатора, что, естественно, стало основным итоговым событием 2009 г. для Свердловской области.

    – Как вы оцениваете Александра Мишарина в качестве политика? Как оцениваете его первые политические шаги?

    – Политическая история Александра Мишарина говорит не в его пользу. Это очевидно. Из того, о чем не пишется, но о чем известно всем интересующимся, прежде всего, нужно отметить связь с Николаем Аксененко, на которого в свое время было возбуждено уголовное дело, и которого обвиняли в нанесении ущерба государству в размере 11 миллиардов рублей. В свое время именно Мишарин был по должности правой рукой этого «товарища», выехавшего за пределы России и умершего в Мюнхене. Это тот случай, когда и осадок остался, и ложечки не нашлись.

    Во-вторых, опять-таки для всех очевидно, что с железной дорогой, к которой Мишарин имел самое непосредственное отношение, у нас не все в порядке. И дело не только в качестве обслуживания, в грязи, аварийности и прочих видимых всем недостатках. Дело в банальном чиновничьем воровстве. Я специально провел опрос среди своих знакомых, сотрудничающих с железной дорогой. Речь идет о поставке услуг и товаров для железнодорожных нужд: от клининговых услуг до конкретной продукции. Задавал вопросы: «Берут ли откаты при заключении договоров? Каковы размеры этих откатов?» Ни один из опрошенных (а я им верю абсолютно, ибо все разговоры имели исключительно доверительный характер) не опроверг предположение об откатах, но все его подтвердили. Называемый размер колебался от 20 до 70 процентов! И все настаивали на полной анонимности, ссылаясь на угрозы бизнесу.

    А далее вопрос не только к действующим, но и к бывшим, руководителям дороги: «Известно ли им об этом?» Выводы, впрочем, можно делать уже сейчас. Все они будут в рамках всего двух полярных суждений. Суждение первое: знал или не знал. Честно говоря, у меня большие сомнения по поводу незнания многими крупными руководителями реального состояния дел. Иначе все они отвратительные управленцы и гнать их надо поганой метлой. Суждение второе: участвовал – не участвовал. Выводы делайте сами.

    Итак, с одной стороны, всем понятно, что существовать в элите и быть свободным от нее нельзя. Но с другой, нельзя грехи омерзительной путинской системы возлагать на одного отдельного человека, даже в том случае, если этот человек теснейшим образом связан с этой системой и с этой элитой. Именно поэтому политическое настоящее и будущее Мишарина, на мой взгляд, пока не стоит однозначно связывать с ситуациями из прошлого.

    Что касается продемонстрированного стиля руководства, то пока можно отметить одно – Мишарин привыкает к публичности, учится говорить с позиции должности и т.д. Другими словами, пока он только лишь осваивает профессию губернатора, а потому судить его по гамбургскому счету еще рано. Нужно смотреть на дела, а не слова. Дел пока не очень много.

    Но чего вообще можно ждать от нового губернатора? Прорывов в экономике? Нет, конечно. Их нужно ждать от федеральной резервной системы США и Бена Бернанке, Китая и Ху Цзиньтао. Там будет все ОК, будет рост и в Свердловской области. Прорывов в социалке? Тоже нет. Без экономики – не реально. Если говорить о возможных позитивных действиях, то от Мишарина можно ждать одного – оптимизации бюджета, оптимизации структуры областной казны, улучшения работы ГУПов и попыток борьбы с бюджетным воровством на всех уровнях. Он может стать «Губернатором не укради». Все. Больше ничего Мишарин не в состоянии сделать. А чтобы сделать хоть что-то из этого перечня губернатор должен быть не столько прагматиком-функционером, сколько идеалистом.

    – Одно из первых дел – формирование кабинета министров. Насколько адекватен новый состав?

    – Есть некоторое преувеличение в утверждениях об обновлении правительственной команды. Оно связано с тремя факторами.

    Первый. Общественное мнение в Свердловской области ожидает перемен, а потому позволяет себе в любом кадровом передвижении видеть ростки нового. В этом случае происходит подмена реального движения ожидаемой, уже готовой оценкой. Общественному мнению нужно протрезветь. Что произошло? Ничего. И все же карт-бланш на перемены общественное мнение Мишарину выписало.

    Второй. Впечатление кадрового обновления создает уход лиц, казавшихся вечными. Ушли Эдуард Россель, Сергей Чемезов, Мария Серова и др.

    Третий. Ключевые должности заняли иные, незнакомые никому люди. Это должности главы администрации, министра финансов, руководителя МУГИСО и некоторые другие.

    Однако если мы взглянем на цифры, то окажется, что примерно 60 % членов нового кабинета составляют «знакомые все лица»: министры и их замы. И это даже не считая известного в политическом бомонде Леонида Рапопорта, который в наших расчетах проходит по ведомству «обновленцев».

    Понятно, что пропорции несколько изменятся, когда произойдет смена трех «зависших» министров: Юрия Зибарева (министр промышленности и науки), Александра Соболева (министр образования) и Александра Карлова (министр строительства и архитектуры). В этом случае соотношение новых/старых станет примерно 50 на 50.

    Сохранение в значительной степени проверенных кадров можно оценивать и как стремление обеспечить преемственность в работе, и как высокую оценку работы некоторых прежних чиновников, и как отсутствие кадрового запаса у нового губернатора.

    При этом следует отметить, что все ключевые посты заняли новые люди или, если так можно сказать, люди Мишарина. Прежде всего, это посты руководителей МУГИСО и министерства финансов. Если логика сохранится, то должно смениться руководство ключевых ГУПов.

    Если же рассуждать об адекватности, то наибольшие сомнения вызывает назначение Константина Колтонюка. Судя по биографии, этот молодой человек имеет минимум опыта, но максимум связей, которые могут оказать протекцию. Но суть даже не в конкретных фигурах. Суть в самой системе того, как происходило назначение.

    Факт первый. Все исключительно кулуарно. Все в закрытом режиме.

    Факт второй. Разговоры о торге за места министров между различными ФПГ. В этой связи чаще всего называют Дмитрия Пумпянского и Виктора Вексельберга. Первый, судя по разговорам, стал «любимым» олигархом Александра Мишарина. Второй остался незаменимым, и уже видно насколько успешно структуры Вексельберга лоббируют свои интересы.

    Факт третий. Молчание администрации, дискредитирующее самого губернатора. Ведь если торг был и идет, что не опровергается, то общественное мнение вправе сделать логичный вывод о том, что пострадавшим в ходе торга неизбежно окажется само население.

    Выход из ситуации прост – процесс назначения должен быть более открыт (вплоть до проведения конкурсов), должны быть понятны критерии назначения и т.д.

    – Как думаете, оптимизация структуры кабмина и его деятельности, действительно, будет иметь место, как обещал Мишарин?

    – Пока оптимизации не наблюдается. Мы имеем обычное отраслевое правительство. Случилось всего три факта. Первый: ликвидированы посты министров без портфеля, что само по себе малозначимое событие. Второй: ряд полномочий переданы от «спорта» к «культуре», что вообще не событие. Третий: созданы два новых министерства: информационных технологий и связи, транспорта и дорожного хозяйства.

    Можно догадываться, что эти структуры созданы под вполне конкретные проекты. Что это за проекты опять-таки можно только догадываться.

    Кроме того, мне сложно представить, как, например, региональное министерство информационных технологий и связи будет управлять этими технологиями или, например, «Мегафоном» и Уралсвязьинформом. Легальных рычагов нет. Только административные, внеправовые. Если же министерство будет создавать систему Электронного правительства, то тогда возникает вопрос: а нужно ли для этого министерство? Или проще, дешевле и выгоднее было бы разработать эту систему в режиме аутсорсинга?

    Наконец, для всех очевидно, что назначенный министр Ирина Богданович начинает работать в условиях конфликта интересов, ибо она сама до недавнего времени функционировала во вполне определенной конкретной коммерческой структуре, продавая на рынке информационный продукт с очень неоднозначной репутацией. Причем о наличии конфликта интересов пока публично г-жой Богданович не объявлено.

    – Ждут ли нас в дальнейшем какие-то перемены в политической системе области?

    – Право слово, уже тошнит от самосбывающихся прогнозов. Придет этот, победят те, такого-то уволят… Давайте поставим вопрос по-иному. Какая система является оптимальной для Свердловской области? Отмечу лишь три наиболее принципиальных момента.

    Во-первых, оптимальным было бы сохранение прежней системы представительной власти: с двумя палатами, с ротацией и т.д. Упрощение системы будет означать ее деградацию.

    Во-вторых, оптимально, чтобы «Единая Россия» не получила мандатов вообще. Последние действия ее депутатов напрочь дискредитировали не только саму партию, но и саму суть парламентаризма. Чего только стоят одни заявления о том, что они ЗАРАНЕЕ поддерживают все действия губернатора! Что, у нас областная Дума тоже стала местом не для дискуссий? Тогда для чего? Кроме того, «Единая Россия» на сто процентов контролирует Палату Представителей. Для баланса этого достаточно.

    В-третьих, необходимо принятие целого ряда документов, регулирующих ситуации конфликта интересов. И в исполнительной власти, и в законодательной, ибо все мы многократно становились свидетелями того, как даже министры продвигали «свои» структуры, работа которых отличалась не самым высоким качеством. Достаточно вспомнить ситуацию на рынке медицинского страхования.

    – Какие заявления, поступки должен сделать Мишарин, чтобы стало понятно, что он намерен изменить систему в лучшую сторону?

    Пока в Мишарине не видно человека. Виден PR, виден чиновник, виден москвич, виден верный путинец, виден «фотограф», но не человек. Если федеральный чиновник, снимающий всех подряд, и «солдат путинского розлива» и есть сущность Мишарина, то поздравляю всех. Приехали.

    Соответственно, если губернатор желает, чтобы к нему относились не как к функции, а по-человечески, то нужно, во-первых, останавливать мерзкое лизоблюдство убогих чинуш, во-вторых, быть более открытым, вести себя по-человечески. Правда, пока я не вижу готовности к этому. И в этой связи чрезвычайно любопытно, закроют ли балкончик для журналистов в новом здании Законодательного Собрания? Тот самый балкончик, с которого были засняты и пишущий разные «интересные слова» Константин Колтонюк, и сам Мишарин с пачкой крупных купюр в кармане. Если закроют или запретят съемку, то с губернатором все будет понятно.

    Что касается символических действий, то они необходимы. Они могут быть самыми разными. Во-первых, Александр Мишарин мог бы отказаться от участия в выборах в списках любой партии. Все разговоры о том, что именно партия его выдвинула, а потому он всем обязан партии, – бред сивой кобылы. Кого сказали, того и включили в список. Так что никто Мишарина не связывает по рукам и ногам. Это стало бы примером и всем остальным.

    Второе. Заявление о детальном аудите всего областного хозяйства, после которого должны последовать вполне определенные выводы.

    Третье. Инициатива по принятию жестких регламентов, регулирующих ситуации с конфликтом интересов.

    Четвертое. Раскрытие информации по структуре и составу казны Свердловской области, ГУПам и т.д.

    Пятое. Выступление с инициативой о расширении полномочий Счетной палаты.

    Шестое. Инициатива о сокращении регионального и муниципального чиновничества. Вплоть до реализации проекта – «Свердловская область – регион с самым малым числом чиновников»

    Седьмое. Открытие для стоянки машин переулка перед резиденцией губернатора. И т.д., и т.п.

    – Ну, из всего перечисленного пока только с ГУПами пообещали разобраться. А какие ошибки губернатор может допустить?

    – Представляется, что некоторые ошибки уже сделаны. Назову три.

    Первая: принятие решения об участии Свердловской области в «УП-УП». Проект откровенно бессмысленный и вредный. Идет освоение денег. Не более того. Но и не менее. И вот в условиях кризиса Свердловская область очень быстро и очень срочно отдает 200 миллионов в этот проект. И тогда вероятной становится гипотеза, что кому-то были заранее обещаны эти деньги за какие-то услуги.

    Вторая: изменение регионального избирательного законодательства, которое стало предоставлять больше возможностей для административных злоупотреблений и, соответственно, для фальсификации результатов выборов.

    Третья: выдвижение кандидатуры Колтонюка на пост министра финансов. Этот молодой человек уже получил прозвище «позорище», от которого ему придется отмываться очень долго. И не ясно, удастся ли отмыться вообще.

    – Мишарину приписывают фразу, которую он, якобы, обронил на одном из первых своих закрытых совещаний о том, что «воровать с убытков нельзя» (имеется в виду тяжелое положение области в кризис). Как думаете, может, перестанут?

    – Оптимизма у меня нет. Слишком много функций у государства, которое не желает от них отказываться. Логика государства порочна в корне: есть проблема – создаем структуру. Есть проблема – создаем запрет и контролирующую службу. Вот здесь все и начинается.

    Простые примеры. Случилась авария на дороге – ужесточаем правила дорожного движения. Или другое, о чем уже говорил. Есть проблема с созданием Электронного правительства – создаем министерство. Так можно насоздавать кучу министерств, начиная, например, с министерства металлургии. Когда-то в области было такое. И представляло собой оно чисто лоббистскую структуру. Писало отчеты и ничем не управляло, ибо не было у области в собственности ни одного металлургического предприятия. Кстати, «Мегафон» и МТС также принадлежат не области.

    – Сравните Росселя и Мишарина.

    – Пока они ничем не отличаются. Близнецы-братья. Одни и те же методы ручного управления. Разницы в разборках на Богдановичском фарфоровом (где приложил руку Эдуард Россель) и Баранчинском электромеханическом заводах (где отметился Александр Мишарин) никакой нет.

    А если Мишарин возглавит список «Единой России», то вообще увидим полное совпадение образов.

    – Какая судьба ждет бывших руководителей области?

    – Ничего с ними не случиться. Не переживайте. Те, кто работал хорошо, без должностей не останутся. Они будут востребованы. Те, кто подворовывал, тоже могут спать спокойно. Не верю я в справедливые разбирательства и неотвратимость наказания. Впрочем, посмотрим.

    Беседовала Анна Скалкина // © 2009, НЭП 08

    Просмотров: 1049 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |