Споры о том, суждено ли полноценному
субсидированию мобильных телефонов появиться в России, ведутся уже
много лет. Еще в начале 2004 г. МТС продвигал на рынке под собственной
торговой маркой отечественный мобильный телефон. Сейчас операторы вновь
обратились к этой теме. Например, "МегаФон" объявил, что готов отдать
абоненту сотовый телефон даром при покупке тарифного плана.
В Европе субсидирование мобильных телефонов
распространилось давно. В России же операторы долгое время боялись
вкладывать стоимость аппаратов в будущие абонентские платежи.
Во-первых, пользователи не могли предоставить оператору никаких
банковских гарантий, а значит "спонсировать" покупку приходилось на
свой страх и риск. Во-вторых, субсидирование телефона неизменно
вызывает два вопроса: как обеспечить использование телефона только в
сети оператора-продавца и как обеспечить работу SIM-карты только с
проданным вместе с ней телефоном? Рано или поздно найдутся умельцы,
которые сломают даже самую хитроумную защиту.
В конце 2008 г. многие участники рынка все еще
скептически отнеслись к заявлениям операторов о планах продавать
телефоны в рассрочку. "Чтобы бесплатно раздавать телефоны, операторам и
ритейлерам нужен доступ к дешевым заемным или внешним средствам. Но его
нет, поэтому рынок не спасет ничто: продажи сотовых телефонов после
Нового года упадут в два раза", - говорил тогда бывший совладелец
"Евросети" Евгений Чичваркин. А по словам ведущего аналитика Mobile
Research Group Эльдара Муртазина, покупка в рассрочку имеет смысл
только для аппаратов верхнего ценового сегмента. Таким образом
пользователь получает беспроцентную рассрочку, а оператор может продать
товар, спрос на который в условиях кризиса снижен.
Возвращение к идее субсидирования телефонов связано и
со стремлением операторов перейти на самостоятельную продажу аппаратов,
потеснив на этом рынке ритейлеров, и с желанием увеличить долю
контрактных абонентов, которые будут приносить компании гарантированный
доход. И вот уже "МегаФон" готов отдать телефон бесплатно при условии
подключения тарифного плана.
Конечно, это только первый шаг, и предлагаемый
оператором "минифон" - продукт нишевый, рассчитанный на абонентов,
пользующихся только услугами голосовой связи и SMS-сообщениями. Он не
заинтересует тех, для кого телефон - часть имиджа или компьютер в
миниатюре.
Но эта "первая ласточка" дает надежду, что скоро и в
России появится полноценное субсидирование, когда со значительной
скидкой или в рассрочку можно будет купить телефоны и других ценовых
сегментов. В конце концов, раз уж даже простая привязанность к
телефонному номеру может удержать абонента от смены оператора, почему
бы не купить его лояльность при продаже телефона?
|