"Евросеть" и "Связной", единственные оставшиеся
мультибрендовые федеральные сети, на самом-то деле ничего уже не решают
на рынке привлечения абонентов сотовой связи и вообще не являются
ключевыми игроками рынка сотовой связи. Нельзя сказать, что этого факта
не знали, но скрывали его, уважительно отзываясь об упомянутых
компаниях.
Как выяснилось буквально пару дней назад, "Евросеть" и
"Связной" подключают около 20% абонентов одного из сотовых операторов
страны. Оставшиеся 80% он добирает благодаря своей рознице и
альтернативным каналам продаж. Нужны ли, в таком контексте, упомянутые
ритейл-гиганты?
Кризис и российская таможня, привыкшая воровать все,
что "плохо лежит", уничтожили нашу уникальную сотовую розницу. Кто
сейчас вспомнит про обещания "Евросети" открыться в Индии и вообще
поработить весь мир? А может, кто-то еще помнит заявления "Связного", в
которых обещали обогнать и уничтожить "Евросеть"?
Сейчас обе компании дышат на ладан, питаясь в основном
с субсидий "ВымпелКома", пусть официально об этом и не говорится. "А
что вы думали, всем было известно, что "Связной" получает трехлетний
контракт с "ВымпелКомом" за "золотую" акцию", - рассказал мне один из
топ-менеджеров одного из операторов "большой тройки".
То есть независимого ритейла у нас сейчас нет. Это,
конечно, не откровение, но смерть этих компаний так или иначе
предрешена. Возможно, и "Евросеть", и "Связной" перекрасятся в
желто-черные тона, но скорее всего успеет это сделать лишь один из
ритейлеров. Второй станет проигравшим и будет грызть ногти в Лондоне (к
слову, дом Евгения Чичваркина находится напротив дома владельца
"Связного" Максима Ноготкова).
Несколько жаль, что уникальная форма торговли
мобильниками, зародившаяся у нас, у нас же и скончалась, но, с другой
стороны, глупо отрицать очевидный факт: деньги зарабатывают операторы.
Операторам же эти деньги и тратить, причем не менее эффективно, чем
ритейлерам. Например, по продажам оборудования операторские ритейл-сети
уже достигли эффективности, сопоставимой с независимыми продавцами, это
достаточный аргумент в их пользу.
Проклятые iPhone и всякие прочие iPad удобнее
продавать операторам же. Брендирование продукции тоже давно свершившийся
факт, и этим не гнушается ни великая Nokia, ни презренные Huawei с ZTE,
причем последние брендируются вообще наперегонки.
В общем, если 2010 г. не последний для независимого
мобильного ритейла в России, то уж 2011 г. точно станет таковым. Эти
бесполезные ларьки, набитые высокотехнологичными гаджетами, просто
потеряют смысл. Да они, в общем-то, уже его потеряли.
|