Губернатор Кировской области Никита Белых в своём ЖЖ сообщил, что его
пресс-служба получила сообщение от PR-агентства FPG-Media с коммерческим
предложением. Политику предложили вести блог от его имени. Но сначала
намекнули: президент приветствует блоги, а потому «постить» надо едва ли
не в обязательном порядке.
Текст того письма Белых не удержался и процитировал:
«На декабрьском Госсовете, посвящённом «Электронному правительству»,
президент фактически дал понять представителям госструктур, что в
ближайшем будущем политические деятели, не присутствующие на постоянной
основе в интернет-пространстве, не будут восприниматься как серьёзные
претенденты на высокие позиции».
И далее: «Сегодня у вас есть уникальная возможность выйти на новый
уровень освещения деятельности администрации губернатора с помощью
работы с платформой livejournal.com, тем самым способствовать росту
авторитета и доверия к губернатору Кировской области Никите Юрьевичу
Белых».
Депутат, судя по записи в блоге, впечатлился. Причём настолько, что
озвучил цены. Разработка блога стоит 163 тыс. рублей, обслуживание — 84
тысячи, продвижение блога — 199,9 тыс. рублей в месяц. В продвижение
входит покупка тысячников (три публикации в месяц) — 30,6 тыс. рублей,
разработка и внедрение четырёх уникальных виртуальных аккаунтов — 24
тыс. рублей, кросспостинг (50 публикаций) — 1240 рублей. Недёшево.
«Невозможно оценить справедливость таких цен, — говорит интернет-гуру
Алекс Экслер. — Совершенно непонятно, что именно они предлагают. Если
под разработкой блога за 5,5 тыс. долларов понимается создание
эксклюзивного дизайна, адаптация этого дизайна и снабжение его
соответствующими сервисами, тогда цена может быть вполне адекватной.
Если под этим понимается выбор какого-то стандартного темплета и
втыкание в него фотографии Белых, тогда это полный дурдом. Точно так же
непонятно, что понимается под обслуживанием и продвижением. На это, с
одной стороны, реально можно тратить много времени и сил, а с другой —
можно покупать какой-нибудь помойный трафик».
Сегодня губернатора Никиту Белых читает в ЖЖ свыше 3600 подписчиков. По
его словам, раскручивался он сам, без помощи пиарщиков. «Как всё-таки
хорошо, что блог я веду сам, столько денег бюджету экономлю», — резонно
замечает он.
Надо сказать, российский президент недавно действительно высказался с
почтением к онлайн-дневникам. «Считаю, что интернет-дневники — это такая
неплохая форма общения, прямого общения, получения самой разной, а
самое главное, оперативной информации о том, что происходит в мире и
стране, и, с другой стороны, неплохая возможность почувствовать себя
журналистом, когда ты готовишь ответы на те или иные вопросы или просто
пишешь», — сказал он во время выступления на Форуме европейских и
азиатских медиа ещё 12 декабря.
Сам Медведев завёл блог в ЖЖ 22 апреля 2009 года. В этот же день у него
естественным образом образовалось свыше тысячи постоянных читателей.
Сейчас их число превышает 12 тысяч. LiveJournal, собственно, уже давно
популярная платформа для общения с народом для многих российских
политиков. Есть свой блог и у Сергея Миронова, и у Бориса Грызлова, и у
Анатолия Чубайса, и у Олега Морозова, и у Олега Чиркунова. Ведут свои
блоги и бизнесмены. Среди них — Евгений Чичваркин, Артемий Лебедев, Олег
Тиньков и другие.
Вот как прокомментировал заявление Медведева «Частному корреспонденту»
Анатолий Вассерман: «Насколько я могу судить, сам президент не ведёт
полноценный блог. Он прекрасно понимает, сколь велики затраты времени на
этот вид публичной активности. Его видеосообщения не блог в
классическом смысле (с возможностями обратной связи), а только форма
собственных выступлений. Исследованием публичной реакции занимаются
администраторы блога. Именно они исследуют отклики зрителей и читателей и
сообщают президенту лишь наиважнейшие замеченные сведения. Поэтому вряд
ли президент требует от других администраторов чего-то существенно
большего, нежели делает сам. Намёк президента касается самого факта
организации представительства в интернете, но не конкретных его форм и
уж подавно не предписывает личное, без ассистентов, ведение блога».
Справедливости ради стоит сказать, что не ЖЖ единым жива блогосфера.
Так, набирает обороты русскоязычная версия крупнейшей мировой социальной
сети Facebook. В ней также есть возможность вести блоги. «У меня дома и
на работе есть компьютер, я катаюсь на горных лыжах, занимаюсь
дайвингом. Это дань моде? Это упрощает общение. Это естественный этап —
получать отзывы от граждан, субъектов Федерации. Очень много
предложений, но чтобы это передать... Отправляйте мне, мы это получим,
будем обрабатывать», — делится в интервью Slon.ru
директор ФСКН Виктор Иванов.
И всё же раз предложения вроде того, что было сделано в адрес Белых,
существуют, значит, есть и какой-никакой спрос. По словам Алекса
Экслера, рынок этот вполне развит, но «на нём очень трудно найти
профессионалов». Знает он и немало блогов, которые создавались и
раскручивались не лично авторами, а профессионалами. Какие дневники
можно причислить к этой группе, интернет-гуру уточнять не стал.
Но работает ли бизнес в блогосфере в обратном направлении? Как
заработать на блоге? Как-то Антон Носик попытался поэкспериментировать
с установкой системы контекстной рекламы Google AdSense. За неполную
неделю ему удалось заработать немногим больше 36 долларов.
«Для зарабатывания на ЖЖ таким способом хотя бы тысячи долларов в месяц
мне пришлось бы увеличивать посещаемость страниц этого дневника в шесть
раз. Что никак не входит в мои планы», — резюмировал Носик и удалил
модуль от Google.
Не верит в возможности монетизации авторских блогов на ЖЖ и Экслер: «На
блогах, базирующихся на стандартных механизмах вроде ЖЖ или LI, реально
что-то заработать практически невозможно. Можно только пробавляться
галимой показухой, как это делают некоторые тысячники. Но и это —
копейки».
Эксперт предлагает заводить коммерческий онлайн-дневник на отдельном
домене — тогда можно будет зарабатывать на продаже рекламных мест под
баннеры. «Но, конечно, посещаемость для этого должна быть несколько
десятков тысяч человек. Тогда это ощутимые деньги», — говорит он.
А вот глава российского офиса Google Владимир Долгов полагает,
что шанс заработать немного денег есть практически у каждого. «Чтобы
иметь тысячи читателей, надо либо иметь интереснейший блог, либо быть
интереснейшим (или очень известным) человеком. И то и другое,
несомненно, достижимо со временем. Либо нужно искать свою собственную
небольшую, но очень лояльную аудиторию и вести свой онлайн-дневник,
придерживаясь одной или нескольких основных тем», — советует он.
Носик, впрочем, говорит, что единственный способ заработать на блоге в
России — прибегать к практике платных постов. Сколько стоит такая
реклама, определяется в каждом отдельном случае по-разному. Говорят,
стоимость платного поста может варьироваться в диапазоне от 10 долларов
(за предложение в одну строчку у обладателя нескольких сотен френдов) до
тысячи (большой рекламный пост у очень популярных сетевых писателей).
Меж тем в США блоги являются вполне привычным способом заработка. Так,
по данным аналитической компании Technorati, для 28% блогеров США их онлайн-дневник
приносит прямую коммерческую выгоду. 15% блогеров и вовсе считают это
занятие полноценным источником дополнительного дохода, а 9% — основной
работой.
Что ещё более интересно, 4% американских сетевых писателей пишут в
дневники на платной основе по заказу своих работодателей. 40% из тех,
кто называет блог источником заработка, предпочитают делать деньги на
размещении рекламы. В среднем за год эти люди способны заработать таким
способом 42 548 долларов. Те же, кто считает блог своей основной
работой, преуспели ещё больше: они зарабатывают в среднем 122 222
доллара в год.
Павел Вардиев, главный редактор tuganbaev.ru, ответил на несколько вопросов
«Часкора»:
— Сколько в России можно заработать на блогах, если допустить, что
автор блога хочет раскрутиться за счёт сторонних заказчиков, а потом
зарабатывать на нём? — На блогах можно заработать довольно
существенные суммы, возможно, даже десятки тысяч долларов. Необходимо
учесть, что под блогами не стоит понимать только livejournal.com и ему
подобные сервисы. На блогах в ЖЖ можно зарабатывать несколько тысяч
долларов в месяц, получая минимальный доход от официальной рекламы
(сотни долларов максимум) и публикуя оплаченные посты (например, в виде
скрытой рекламы). Стоимость одного поста блогера из топ-10, как правило,
составляет около 1500 долларов.
Гораздо большим потенциалом монетизации обладают stand-alone-блоги (то
есть блоги, располагающиеся на личных сайтах), так как они предоставляют
своим владельцам гораздо более широкие рекламные возможности: это и
медиареклама, и контекстная реклама, и различные партнёрские программы.
Примерами таких успешных сайтов могут служить www.exler.ru, www.oper.ru, а также
блог моего шефа Аскара Туганбаева www.tuganbaev.ru.
— Развит ли рынок подобных услуг, описанных Никитой Белых? —
Рынок подобных услуг развит ровно в степени их востребованности. Мне
известно о существовании как минимум трёх таких фирм в РФ и одной на
Украине (которая, кстати, демпингует). Это реально существующие фирмы,
которые обладают необходимым штатом сотрудников, которые весьма
профессионально подходят к делу и, как правило, обеспечивают достижение
заявленных результатов.
— Насколько законны и этичны такие предложения? — О законности
таких предложений я однозначно судить не возьмусь. Если следовать
мнению, что разрешено всё, что не запрещено, и если данные фирмы должным
образом оформляют договоры и прочую документацию, то, скорее всего,
предъявить им юридические претензии будет нелегко. Хотя, повторюсь, в
этом вопросе я не специалист и тут стоит внимательно почитать закон о
рекламе. Об этичности таких предложений я предоставлю судить самим
блогерам, для кого-то это может показаться этичным, для кого-то — нет.
|