Чтобы добиться в жизни успеха, совсем не обязательно строить грандиозные планы
«Дальше других уходит тот, кто не знает точно, куда идет». Так
сказал в XVII веке Оливер Кромвель. Он был фермером, а стал
лордом-протектором — единовластным правителем Великобритании. Правда,
после восстановления монархии его тело достали из могилы и
четвертовали, но это уже издержки посмертной славы.
Вот более оптимистичная и современная история на тему успеха.
Гендиректор и председатель совета директоров Procter & Gamble Алан
Лэфли, управлявший этой богатейшей корпорацией почти 10 лет, в юности
хотел стать историком — специалистом по эпохе Возрождения. Но, бросив
университет, завербовался в военные моряки, а по окончании службы
занялся бизнесом — открыл магазинчик близ базы ВМФ США в Японии. Особых
перспектив у этого бизнеса не было, и в 1977 году Алан вернулся на
родину. В Procter & Gamble он попал буквально по объявлению,
согласившись на должность ассистента бренд-менеджера одной из
второстепенных торговых марок. Стать гендиректором Лэфли не мечтал —
просто делал карьеру так, как получается.
В каком-то руководстве по технологии карьеры я прочитал, будто бы,
согласно опросам выпускников бизнес-школ, наибольших успехов добиваются
те, кто еще на студенческой скамье распланировал свое будущее. Так ли
это? В 2005 году топ-менеджер Microsoft Питер Хан написал книгу
Nobodies to Somebodies (в русском переводе — «100 блестящих карьер»).
Решив выяснить, что стоит за большими достижениями, он пообщался с
сотней американцев — руководителями крупных компаний, государственными
деятелями, звездами культуры и спорта, нобелевскими лауреатами,
лидерами некоммерческих организаций. И обнаружил, что никто из них не
планировал свой успех. Все эти люди «начинали с того, что делали шаг за
шагом, не заглядывая далеко в будущее». Почему же они добились успеха?
Они понимали, что им интересно в жизни, были терпеливы, не боялись
изменений и умели действовать решительно, когда появляется
благоприятный шанс.
«Не
было изначально у меня никаких планов», — уверял в одном из своих
давних интервью Евгений Чичваркин, создатель компании «Евросеть». За
первые три года ее существования Чичваркин и его партнер Тимур Артемьев
открыли всего 11 точек в Москве. «Все шло само собой, и только через
какое-то время появилось осознание того, в какую сторону надо
двигаться», — вспоминал Евгений. Желание двигаться и развиваться
привело к тому, что на момент продажи бизнеса в сентябре 2008 года у
«Евросети» было свыше 5000 салонов по всей России и в сопредельных
странах.
Борис Нуралиев, директор фирмы «1С», вовсе не собирался стать
российским Биллом Гейтсом. Это сейчас он в шутку говорит: «Мой
конкурент — богатейший человек планеты». В начале 1990-х Нуралиев
успешно торговал импортным «софтом» — электронными таблицами Lotus. За
финансовый учет у него отвечал брат Сергей, ради удобства работы
разработавший для себя бухгалтерскую программу. С нее-то все и
началось. Сегодня финансовый и управленческий «софт» от «1С» использует
больше миллиона компаний и организаций.
Получается, строить стратегические планы бессмысленно? Совладельцы
компании APR-City Максим Ткачев и Сергей Железняк в 1996 году поставили
цель: за пять лет войти в число крупнейших операторов наружной рекламы
в России. К 2001 году у них было 8500 конструкций, и компанию с охотой
купила News Corporation Руперта Мердока. «Модель будущего сначала
создается в уме, — рассуждал на страницах журнала «Секрет фирмы» Максим
Ткачев, возглавивший созданную после сделки News Outdoor Group. —
Главное, не бояться ставить амбициозные цели». Это слова человека, у
которого все получилось. Он связывает успех с тем планом, что был у
него в начале. Но если бы результат был иной? Тогда, наверное, речь шла
бы о том, что партнеры переоценили свои силы, недооценили трудности и
т. п. Психологи давно заметили, что люди любят искать объяснение своим
поступкам задним числом, исходя из достигнутого. История APR-City, к
слову, началась не с большой цели, а с того, что от APR Group
отпочковался отдел наружной рекламы, — просто Ткачев и Железняк
захотели уйти в свободное плавание.
Удача — вот что позволяет зайти далеко, поставили вы перед собой
большую цель или нет. Знаете, какой старый анекдот любил рассказывать
Лев Хасис, глава X5 Retail Group, которого никак нельзя упрекнуть в
отсутствии настойчивости и уверенности в себе? Про американского
миллиардера, вспоминающего, как он разбогател: сначала купил 10
апельсинов, очистил их, разделил на дольки и с выгодой их распродал. На
выручку купил 20 апельсинов, затем 50 — дело пошло! А потом у него
умерла бабушка и оставила внуку в наследство пять миллионов.
«В бизнесе везение значит очень многое, — уверен основатель
крупнейшей в России компьютерной корпорации IBS Анатолий Карачинский. —
Может, это даже половина успеха». О везении мы и поговорим в следующий
раз.