Суббота, 18.05.2024, 09:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Октябрь » 21 » Мораторий на высшую меру уходит по-тихому
    Мораторий на высшую меру уходит по-тихому
    12:28


    С 1 января 2010 года в Россию вернется смертная казнь. Формально, если не последует специального решения, юридические препятствия для назначения исключительной меры наказания исчезнут. Но хотя многие россияне считают, что совершившие особо тяжкие преступления - в частности, педофилы или преступники-милиционеры - заслуживают именно такого приговора, от отмены моратория, как выяснили "Известия", Россия может больше потерять, чем приобрести.

    "У нас все готово"

    Последний смертный приговор в России был приведен в исполнение в августе 1996 года. И хотя дело Евсюкова и ему подобные многие россияне резюмируют: "к стенке их всех", мало кто всерьез допускает мысль о том, что казнь будет возобновлена.

    "Мораторий на исполнение смертной казни был введен указом Бориса Ельцина N 724 от 16 мая 2006 года". Эта фраза аксиомой выскакивает в любом интернет-поисковике. Но об этом в упомянутом указе "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" нет ни строчки. В нем говорится о необходимости ратификации Протокола N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (этот протокол декларирует отмену смертной казни в мирное время). Говорится и о необходимости принятия основных документов уголовного судопроизводства: Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Тогда, видимо, предполагалось, что смертная казнь из них исчезнет как класс. Но она все-таки осталась в 5 статьях УК. Протокол N 6 не ратифицирован до сих пор.

    Де-юре с 1996 года никакого моратория не было, Борис Ельцин ввел мораторий де-факто. По закону расстрельный приговор не может быть приведен в исполнение без рассмотрения ходатайства о помиловании. Такие решения принимает президент, а Ельцин просто перестал рассматривать ходатайства.

    Настоящий мораторий - не только на исполнение, но и на вынесение смертных приговоров - появился 2 февраля 1999 года. Незадолго до этого в Конституционный суд обратились несколько обвиняемых, статья которых предусматривала высшую меру. Одновременно и Мосгорсуд просил разъяснения судебной практики. Дело в том, что принятая в 1993 году Конституция признает смертную казнь исключительной мерой и дает подсудимому право на суд присяжных. Но в середине 90-х суды присяжных появились только в 9 регионах. При этом принцип подсудности не позволял перевозить подсудимых из региона в регион.

    В итоге Конституционный суд наложил запрет на вынесение расстрельных приговоров до тех пор, пока суды присяжных не появятся во всех регионах . В 2006 году присяжные действовали везде, кроме Чечни. Депутаты приняли закон, которым повсеместное введение судов присяжных откладывается до 1 января 2010 года. С этого дня коллегии должны заработать и в Чечне.

    - У нас все готово, - сказал "Известиям" первый зампред Верховного суда Чечни Вахид Исмаилов, - сейчас составляются списки кандидатов в присяжные. Судьи тоже готовы. Так что никаких отсрочек не будет.

    Все, де-юре действие моратория Конституционного суда прекращается. А другого пока нет.

    Не получим ни Березовского, ни Махмудова

    Звонок в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) с вопросом, что будет после 1 января, застал сотрудников пресс-службы врасплох. Выяснилось, что в этом ведомстве в отмену моратория никто не верит.

    - Даже если смертная казнь вернется, приводить в исполнение приговоры будут еще не скоро, - сказали в Центре общественных связей ФСИН, - сначала должны появиться сами приговоры. Да и исполнения, как правило, ждут годами. Так что в любом случае у нас времени будет достаточно.

    В середине сентября пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова заявила: вопрос об отмене действующего моратория на смертную казнь в России пока не рассматривается ни в администрации президента, ни в судейском корпусе. Однако она не уточнила, какими нормами будет подкреплен мораторий после 1 января. Отказ от смертной казни в мирное время был одним из условий вступления России в Совет Европы. По мнению главы российской делегации в ПАСЕ Константина Косачева, в этой организации обязательно найдутся силы, которые попытаются использовать новый козырь.

    - Я не исключаю, что будет поставлен вопрос вплоть до исключения России из Совета Европы, - сказал "Известиям" Константин Косачев, - до сих пор у наших партнеров не было повода упрекать нас. С 1 января он появится.

    А во-вторых, серьезные проблемы могут возникнуть у российских правоохранительных органов: законодательство большинства европейских государств запрещает экстрадицию преступников в страны, где им может грозить смертная казнь. То есть подозреваемого в убийстве Анны Политковской Рустама Махмудова мы точно не получим.

    А как насчет Бориса Березовского, Леонида Невзлина или Евгения Чичваркина? Статьи, по которым они обвиняются, не предполагают смертной казни, и, по мнению Константина Косачева, отмена моратория на их судьбу повлиять не должна. Но до сих пор лондонским адвокатам хватало газетных статей, чтобы доказать, что их подзащитных преследуют по политическим мотивам. Так что с 1 января они смогут входить к судье Тимоти Уоркману (он специализируется на делах об экстрадиции в лондонском Магистратском суде) с гордо поднятой головой.

    Впрочем, несмотря на все сказанное, Константин Косачев считает, что вопрос о смертной казни - наше внутреннее дело.

    - Я уверен, что рано или поздно мы придем к полной отмене смертной казни, - сказал он. - Но это должно быть наше решение, продиктованное не внешнеполитической целесообразностью, а пониманием: смертная казнь не ведет к снижению преступности. Надо упирать не на суровость, а на неотвратимость наказания. Процитирую самое старое мнение, которое мне удалось найти. В 1125 году Владимир Мономах в завещании детям писал: "Не убивайте ни правого, ни виновного; жизнь и душа Христианина священна". Так что это можно считать наказом предков.

    "Никакой проблемы"

    Полная отмена смертной казни прописана в Конституции, однако до сих пор все попытки гуманистов разбивались о позицию Госдумы: общество пока не готово. Последнее масштабное исследование общественного мнения проводилось в 2006 году, и три четверти опрошенных высказались за смертную казнь.

    Нынешнее положение вещей опирается, с одной стороны, на понимание, что казнить нельзя. А с другой - на невозможность полной отмены самого института из-за непопулярности этого решения. Тем не менее до нового года необходимо принять какое-то решение.

    По мнению члена комиссии по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ Дмитрия Рябкина, выход из тупика возможен в трех направлениях:

    - Во-первых, можно наконец-то ратифицировать Протокол N 6 и закрыть вопрос раз и навсегда. Лучше всего, если высшая мера одновременно будет изъята из УК. Второй вариант: изъять из кодекса статьи, но не ратифицировать Протокол. Это полумера, но и в этом случае мы фактически откажемся от узаконенного убийства. Возможно также, что президент издаст специальный указ. Но это самый уязвимый сценарий. В указе должны содержаться мотивы, почему мы не можем полностью отказаться от смертной казни. А таких мотивов нет.

    Впрочем, в Госдуме, похоже, рассчитывают именно на последний вариант.

    - Нет никакой проблемы, - сказал "Известиям" руководитель аппарата комитета по безопасности Госдумы Павел Шекуров, - выйдет новый указ президента, и мораторий будет продлен.

    Террористы под расстрел не попадут

    Самые громкие голоса, ратующие за восстановление смертной казни, раздавались во время процесса над бесланским террористом Нурпаши Кулаевым. Но в январе этого года в рамках ужесточения антитеррористического законодательства статьи УК о терроризме вышли из-под юрисдикции суда присяжных. Получается, за теракт, подобный бесланскому, боевиков с участием присяжных судить будет нельзя. А значит, по Конституции, нельзя их приговорить к смерти.

    Просмотров: 494 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |