Миллиардер Олег Бойко рассуждает о том, можно ли научиться успеху на чужом примере Олег Бойко Увеличить иллюстрациюЛюди
всегда интересовались тем, почему у кого-то что-то получается гораздо
лучше, чем у других. Человеку свойственно искать примеры поведения и
образцы для подражания, поэтому спрос на мемуары, биографии, интервью и
просто мысли успешных и выдающихся людей никогда не падает. Но сами
успешные люди тоже присматриваются к чьим-то судьбам. Я спрашивал разных
предпринимателей, кто и почему им интересен в истории и современности.
Евгения Чичваркина, например, привлекает бескомпромиссность Петра I и настойчивость Сэма Уолтона (Wal-Mart), Олега Тинькова — самоуверенность и креативность Ричарда Брэнсона (Virgin),
Вадима Дымова — лидерский талант полководца Александра Суворова, Рубена
Варданяна — системность и стратегичность мышления первого
премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю. При этом они все-таки вели дела
по-своему и сами, в свою очередь, тоже становились для кого-то примером.
Так можно ли научиться успеху на чужом примере? Я предложил ответить на
этот вопрос Олегу Бойко — президенту инвестиционного холдинга Finstar, предпринимателю первой волны. Среди его друзей и знакомых многие — участники «Золотой сотни» Forbes, и сам Бойко неизменно оказывается в нашем рейтинге.
«У меня никогда не было наставника. Ни на каком этапе, кроме занятий
спортом (в 1970-х я увлекался карате, а там наставничество —
неотъемлемая составляющая; кстати, и первые деньги я заработал,
организовав в своей школе секцию карате). В бизнесе я чему-то учился, по
большому счету, у очень немногих людей и в режиме какой-то совместной
деятельности. Так у меня сложилось в жизни. Но я уверен — и в
бизнесе наставник желателен, и учиться на чужих примерах обязательно
надо. Лично у меня есть правило — следить за теми, кто успешен: что они
делают, почему и как.
В мире бизнеса открытия случаются крайне редко. Все законы человеческих отношений и правила личного успеха сформулированы
много веков назад и с тех пор радикально не изменились. Так что
очевидно: чужой успех может и должен быть примером. Другое дело, что
многие упускают один момент: нельзя слепо подражать кому-то. Нужно
примерять на свою личность те методы и технологии, которые используют
успешные люди, и пытаться понять — это твое отношение к деньгам и целям,
образ жизни в целом, твой психологический профиль или нет. Если нет
никаких совпадений, то эта «школа бизнеса» к тебе неприменима, ты не
сможешь эффективно использовать ее правила. Учиться нужно у тех людей,
на которых ты сам похож какими-то личностными чертами, способностями.
Биографические совпадения вроде «он тоже когда-то начинал с того, что
мыл полы в ресторане» тут ни при чем. У меня в разных бизнесах были
партнеры, от которых я ничего не перенял. Все они успешные люди, просто
их способы достижения успеха не совпадали с моим психотипом. Или, если
хотите, состоянием души.
Учиться можно и нужно даже на примере конкурентов. Можно не только
делить сферы влияния, избегать агрессивных действий, но и узнавать
что-то полезное. Я довольно многому научился у конкурентов и всегда
удивлялся, как легко можно получить очень важную информацию, если у тебя
выстроены хорошие отношения с человеком. Люди склонны хвалиться своими
достижениями и довольно часто рассказывают вещи, до которых сам можешь
не додуматься. Поэтому я люблю общаться с конкурентами и, честно говоря,
считаю, что это взаимное обогащение, поскольку информация идет не в
одни ворота. Чтобы выйти на доверительный уровень, нужно тоже что-то
отдавать взамен. Меня это не смущает. Я считаю, что далеко не вся
информация о том, как устроен мой бизнес, является секретной. Потому что
далеко не каждый человек, узнав о каком-то технологическом нюансе,
какой-то «фишке» чужого бизнеса сможет
этим воспользоваться. Ты можешь применить только то, что укладывается в
твой стиль ведения бизнеса, личностный профиль и т. д. К примеру,
Уоррен Баффетт может досконально рассказать о том, что и как он делает.
Но чтобы его обыграть, надо стать таким человеком, как Баффетт».
|