Р.КАРИМОВ: Минфин, исполняя поручения Президента, предлагает
контролировать бенефициаров иностранных компаний, в которые из России
выплачиваются дивиденды и проценты, и, если они нерезиденты, заставлять
платить налоги по российским ставкам. Вы видите, это выход из ситуации
с оффшорами?
Е.ЧИЧВАРКИН: Мне кажется, что правильнее была бы мера отмены налога на
прибыль и замена НДС налогом с продаж, и тогда бы не было смысла ничего
нигде прятать, а высокие прибыли бы полностью показаны были,
увеличивали капитализацию рынка всего, в том числе с участием
госкомпаний. То есть, самая основная ошибка – это неверие сегодняшних
властей в то, что мотивация способна создать больший продукт. То, что
должно держаться не на кошмаре и страхе, а на мотивации, вовлечении.
Р.КАРИМОВ: Следующий вопрос связан с «Невским экспрессом». Кто виноват? Это халатность РЖД, как вы считаете?
Е.ЧИЧВАРКИН: Я – не специалист, там же все засекречено, все было
закрыто. Первая версия была, что это техногенная катастрофа. Я, в
общем, склонен полагать, что это техногенная катастрофа. Знаете, когда
нет хозяина у компании – то есть, государство – это как бы все и никто,
то техногенных катастроф все больше и больше может становиться, так как
никто – это безответственные и неэффективные собственники. Я не думаю,
что кто-либо будет отвечать за те катастрофы, которые происходят. А
если у компании есть челобильник, то есть хозяин, и он реально теряет
на этом деньги, он приложит все усилия, чтобы подобных вещей не было.
Потому что, кроме того, что это трагедия, по которой даже траур не
объявили, это еще чьи-то убытки. Государство, оно не чувствительно к
своим, в том числе, убыткам, а реальный хозяин, реальный владелец очень
чувствителен.
Р.КАРИМОВ: Чтобы предотвратить подобные случаи, была выдвинута
инициатива с контролем железнодорожных путей, например,
видеонаблюдение. Дорого ли это?
Е.ЧИЧВАРКИН: Нет, видеонаблюдение – это недорого. Но я думаю, что цель
будет создать еще одно подразделение, еще одних правоохранителей,
которые будут искать, где и как поживиться. Еще из реального сектора
экономики люди будут перетянуты в непроизводящий сектор, то есть ртов
все больше, а поваров все меньше.
Р.КАРИМОВ: То есть, увы, это не выход.
Е.ЧИЧВАРКИН: Выход – чтобы у всего был хозяин, вот это единственный
выход, чтобы был хозяин у железной дороги, конкретный физический
человек или акционерное общество, или компания, а не государство. Чтобы
у поезда был хозяин, чтобы у компании, которая продает билеты, был
хозяин, чтобы у тех земель, которые вокруг, тоже был хозяин. И это
единственный выход. Так оно всегда было, с 1917 года болезнь.
Р.КАРИМОВ: Это был Евгений Чичваркин, который дал свою оценку главным экономическим событиям недели. Спасибо.
|