В интервью Forbes она рассказала, как организует свой рабочий день и
что думает о деле Евгения Чичваркина
В ближайшую субботу, накануне 8 Марта, новоиспеченный акционер
«Евросети» Ксения Собчак попробует себя в новом амплуа: она будет
продавать сотовые телефоны, mp3-плееры и другие гаджеты в одном из
магазинов компании, акции которой на $1 млн недавно купила у Александрa
Мамута. О планах на своей первый день в торговле, своем понимании
мобильной техники и Евгении Чичваркине Собчак рассказала Forbes.
— Вы как-то готовитесь к этому мероприятию? Может быть,
смотрите в интернете технические характеристики каких-то устройств? Или
просто хотите испытать себя, посмотреть, как это все происходит?
— Я посмотрю какие-то сложные вещи. Все-таки я не профессиональный
продавец, и моя задача — просто привлечь покупателей и пообщаться с
ними, понять, какие проблемы существуют и как улучшить магазины и сервис
изнутри. Если я с чем-то справляться не буду, кто-нибудь из продавцов
будет рядом, чтобы мне помочь. Но вообще-то я за жизнь перепробовала
огромное количество мобильных телефонов и в этой технике немного
понимаю. Могу сама настроить меню и объяснить функции. В общем-то, я в
этом смысле человек технически подкованный. В курсе всех новинок и могу,
как мне кажется, дать грамотный совет.
— А какой у вас сотовый телефон?
— У меня сейчас iPhone. Как основной телефон. Иногда пользуюсь
вторым, Samsung или Nokia.
— И где вы его купили, если не секрет?
— Мне iPhone подарили.
— Вы с деятельностью сотовой розницы хорошо знакомы?
— Ну конечно. Я была не раз в салонах «Евросети» и в других магазинах
и покупала сама телефоны.
— Понятно. А как думаете, какую технику вы сможете продавать
лучше всего? Какую знаете лучше по повседневному использованию?
— Ну не знаю, мне кажется, что все-таки основной и самый интересный
сегмент рынка — это мобильные телефоны. Ну и всякие сопутствующие товары
и аксессуары. Это самая перспективная и развивающаяся категория
товаров.
— На iPhone вы пробовали сами покупать какие-то программы или
закачивать видео?
— Конечно. У меня огромное меню, я постоянно в Application Store
покупаю какие-то приложения. В общем, достаточно продвинутый
пользователь. И видео, и фотографии я пересылаю сразу на свой сайт на
радио, стараюсь пользоваться всеми встроенными функциями в телефоне,
люблю технические новинки.
— У Александра Мамута, продавшего вам акции «Евросети», не
один проект и не два. Почему вы выбрали «Евросеть»? Чем она вам так
понравилась?
— Вопрос же не в Александре Мамуте. Я начала сотрудничать с
«Евросетью» в рамках рекламной кампании, мы сняли ролик. За время съемок
рекламы мы, теперь уже с коллегами из «Евросети», провели пару дней в
Киеве, встречались в Москве. Я поняла, что это действительно огромная
динамично развивающаяся компания, с близкой мне эстетикой, с реальными
магазинами, в которые можно зайти и увидеть понятный мне товар. Этот
бизнес можно пощупать, проще понять. Я начала переговоры о покупке. Мне
показалось, что это хорошая инвестиция в сегмент рынка, который
развивался, несмотря на кризис.
— Обычно частные инвесторы вкладывают деньги в компанию после
того, когда та проведет IPO, чтобы иметь возможность защитить свои
права.
— У «Евросети» есть планы выхода на IPO. Может быть, это не вопрос
этого года или даже следующего. Но в любом случае такая перспектива
рассматривается, мы это обсуждали. Я думаю, что компания в любом случае к
этому придет. Те показатели прибыли, которые обнародовала «Евросеть» в
этом году, действительно феноменальны: 7,9% прибыльности в этом сегменте
на этом рынке — серьезная заявка на рекорд.
— Вы для себя определяли стратегию выхода? Если решите
продавать свой пакет, дождетесь IPO?
— Я пока не собираюсь его продавать, думаю, что это долгосрочная
инвестиция. Сразу думать о продаже бессмысленно. И пока нет такой цели. В
любом случае я буду ориентироваться и на стратегию основного акционера.
— Ксения, а вы лично знакомы с Чичваркиным и Артемьевым?
— Конечно. Во-первых, я делала большое интервью с Чичваркиным в GQ.
Летала в Лондон, в общем-то говорила в том числе и про «Евросеть». Это
как-то все соединилось. Я два дня провела с Евгением, брала у него
интервью, заодно советовалась, узнавала по поводу состояния компании,
что он думает.
— Что вы думаете о той «Евросети», которая была год-два
назад? Я помню, два года назад на Russian Fashion Week модели «Евросети»
обливали пивом зрителей. Даже каких–то депутатов обидели.
— Пивом я пока обливать никого не собираюсь. Но мне была симпатична
та толика юмора и тот здоровый эпатаж, который был во времена Чичваркина
в компании. Мне кажется, что это был интересный, яркий, вызывающий
образ и стоит его даже в другой форме восстановить. Но учитывая, что
каждый человек индивидуален, как отпечатки пальцев, я не думаю, что
имеет смысл полностью повторять манеру Чичваркина и его управление
компанией. Но надеюсь, я тоже смогу внести какую-то свою лепту в образ
бренда.
— Вы сможете повторить манеру эпатажа Чичваркина, которая,
собственно говоря, и прославила «Евросеть»?
— Я бы не стала оперировать категориями «лучше», «хуже», «так же». Я
еще раз говорю: каждый человек индивидуален. Чичваркин был хозяином
компании, которую выстроил с нуля, создал, эффективно и долго управлял. Я
являюсь миноритарным акционером, который вряд ли может повлиять на
ключевые решения и точно пришел в этот бизнес, грубо говоря, с улицы. Я
его не строила, я не понимаю его пока так глубоко и хорошо, как это
делал Евгений, я говорю только о том, что какой-то креатив я точно смогу
придумать.
— Как вы сами относитесь к делу Чичваркина?
— Почитайте мое интервью с Евгением.
— Что-то подобное может повториться?
— Это очень спорный и сложный вопрос. Было очень много вводных
данных, особые отношения с Управлением «К», беспрецедентный случай со
звонком Кондолизы Райс Путину, потом, возможно, последующая месть. Это
сложная история. Чтобы ответить полно и честно, нужно понимать всю эту
ситуацию детально. Двумя фразами не выйдет. Там все очень непросто, нет
однозначно правых и виноватых.
Евгений считает, что здесь замешаны исключительно политические
мотивы. Но это все же бизнес и какое-то, с его стороны беспрецедентное
ощущение собственной значимости, когда он чувствует себя, в принципе,
единственным человеком, который смог дать отпор Управлению «К» МВД. Но
фактов и деталей слишком много, чтобы давать однозначную оценку.
|