Суббота, 18.05.2024, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Март » 13 » Герои вчерашних дней
    Герои вчерашних дней
    17:07

    Российская земля нарожала целую плеяду эксцентричных бизнесменов, но их время уходит.

    Уход Сергей Полонского из бизнеса — событие. Особенно для наших истощенных низкокалорийной информационной диетой мозгов. Все-таки он — последний романтик, воспринимавший бизнес как инструмент по переустройству мира. Не факт, что мир по версии Сергея Полонского был бы много лучше нынешнего, но тем не менее...

    Российская почва оказалось плодотворной для эксцентричных бизнесменов. В отличие от западных коллег нашим недостаточно просто выпустить лучший мобильный телефон. Они хотят изменить мир в глобальном масштабе. Как пел Галич, хоть и по другому поводу: "...по капле — это на Капри, а нам — подставляй ведро!” Неудивительно: у нас куда ни посмотри — кругом нужны преобразования. И невозможно остановиться на чем-то одном.

    Пионером российского фрик-бизнеса был владелец первой сети заправок Илья Колеров. В начале 90-х строить сеть заправок под своим именем уже было пощечиной общественному вкусу. Этому человеку принадлежит экстравагантное высказывание о том, что это книгами торговать неприлично, ибо это духовное достояние, а бензин сам бог создал для того, чтобы его продавать. Кто бы мог подумать, что почти 20 лет спустя эта простая мысль станет основой экономической политики страны. Ну и апофеозом стало заявление Колерова о том, что он не будет платить налоги, так как не хочет, чтобы его деньги шли на войну в Чечне. Неудивительно, что вскоре он продал бизнес и исчез из общественной жизни.

    Другим запомнившимся персонажем из начала 90-х был Герман Стерлигов. Если Сергей Полонский назвал сына Мираксом, подчеркнув таким образом свою преданность бизнесу, то Герман Стерлигов не мудрствуя лукаво обозвал свое бизнес-детище — товарно-сырьевую биржу "Алиса” — кличкой собственной собаки. Неудивительно, что он легко расстался с капиталом, передав его, как он утверждал, на борьбу с антинародным режимом. Потом было участие в выборах, изготовление гробов, заржавевшее золото...

    В те же времена был еще один герой — Владимир Довгань. Человек, который под одним брендом продавал водку, продукты питания, сигареты, зубную пасту, пиццу. И это за 10 лет до того, как в McKinzey предложили "Русскому Стандарту” развивать производство водки и банковские услуги под одним брендом. Авантюра не удалась. Бренд несколько раз менял владельца и в итоге был тихо похоронен. Сейчас Владимир Довгань избавился от необходимости что-то производить и продает сразу "успех” как таковой.

    Параллельно с нашими героями существовал и "серьезный”бизнес. Фамилии Ходорковский, Потанин, Дерипаска, Березовский, Алекперов, Фридман хоть и фигурировали в желтой прессе, но скорее как просто приложения к своим компаниям. Эти люди никогда не позволяли себе необдуманных действий. Забавный факт — Роман Абрамович стал известен лишь после того, как в Москве появилась загадочная растяжка "Рома любит Семью”. Журналисты быстро догадались, что речь идет о молодом бизнесмене и ближайшем окружении президента страны. Кто знает, может быть, не было бы этой растяжки, сегодня мы знали бы Абрамовича лишь как губернатора Чукотки.

    Вторая половина нулевых принесла бизнес-среде две заметные фигуры — Евгений Чичваркин и Сергей Полонский. Чичваркин привел в бизнес "улицу”, "слободу”. Он утверждал, что при правильном подходе и селекции из гопника может выйти отличный продажник — нужно лишь работать с людьми. И главное — не надо этого стесняться. Этот человек пытался показать, что бизнес — это не для элиты, а для народа. И в этом контексте гонения на него носили, скорее, философский, а не экономический характер. Ибо что дозволено Юпитеру — никак нельзя быку.

    О Полонском сейчас написано немало. Сегодня интересно наблюдать, как тотальная ненависть трансформируется в сочувствие. Но главное, Сергею Полонскому — единственному из всей плеяды — удалось оставить материальный след своей деятельности. До него были лишь "бренды”, "схемы” и "сюжеты”. Ему же будет что рассказать своему сыну со странным именем.

    Вообще мне кажется, что успех перечисленных героев стал возможен не столько благодаря эксцентричности, сколько вопреки ей. И их закат закономерен. Но в конце концов, разве это большая плата за попытку изменить мир? Как сказал МакМерфи: "По крайне мере я попытался”.

    С уходом Полонского в бизнесе не осталось эксцентричных предпринимателей. Наверное это правильно, наше время таких отторгает. Может быть, сегодня странные личности предпочитают политическую карьеру, тогда как в бизнесе настало время для "бухгалтеров”. А страна нуждается в российской Айн Рэнд, человеке, который смог бы примирить общество и бизнес.

    Денис СОКОЛОВ

    Просмотров: 360 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |