Наличие стартового капитала — самое важное условие для начала
успешного бизнеса. По крайней мере, так считают 82% россиян, опрошенных
Всероссийским центром изучения общественного мнения в июле 2009 года.
При этом, судя по исследованию ВЦИОМа, таким капиталом располагают
только шесть человек из ста. Что делать остальным?
Взять деньги у государства
В
ушедшем году началась масштабная раздача денег на создание маленьких
бизнесов: в нескольких десятках регионов стартовали программы грантов.
«Была прекрасная возможность взять деньги на бизнес у государства —
например, в Санкт-Петербурге выдавали по 300 000 рублей в руки, и я
лично видела много начинающих свое дело именно на эти деньги, —
рассказывает Лилия Агаркова, редактор газеты «Деловой Петербург».
— Причем гранты выдавали на самые разные цели: от открытия школы
рисования для взрослых до организации туристической компании».
Санкт-Петербург стал далеко не единственным городом, где выдавались
и выдаются деньги на открытие бизнеса. Еще в марте директор
департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаровговорил,
что в течение года планируется раздать около 10 000 грантов в 58
регионах страны. С тех пор деньги на открытие бизнеса получали, в
частности, предприниматели из Свердловской, Челябинской и Костромской
областей, Карачаево-Черкесии и даже с Камчатки.
Как и любая «халява», гранты на открытие бизнеса имеют ряд
неприятных особенностей: получить его может не каждый, о расходовании
средств приходится отчитываться, да и размер субсидии сильно ограничен
— настолько, что некоторые действующие бизнесмены расценили ее как
«подачку». Кроме того, одно из условий получения гранта предполагает,
что предприниматель вложит в бизнес соизмеримую сумму собственных
средств.
Привлечь финансового партнера
«Где
взять деньги?» — мучаются потенциальные Тиньковы и Чичваркины. «Как
найти перспективный бизнес-проект?» — сокрушаются люди с деньгами.
Решение на поверхности: искать друг друга, причем большую активность в
поисках нужно проявлять первым.
«Такой ход, как привлечение финансового партнера, часто недооценивается, — говорит Олег Анисимов, главный редактор журнала «Финанс».
— Если есть стоящая идея и можно объяснить человеку с деньгами, почему
она стоящая, когда и сколько денег принесет, то почему бы ему не
вложиться? Какую долю получит инициатор — вопрос переговоров, это может
быть и 10%, и 50%. Чем ценнее идея и навыки инициатора, и чем ниже цена
вопроса по деньгам, тем его доля должна быть выше. Ну а если даже
финансового партнера не убедить в перспективности идеи, то она, очень
возможно, просто плохая с точки зрения зарабатывания денег».