Рентабельность крупнейшего в России сотового ритейлера –
«Евросети»,
еще недавно убыточной, составила в III квартале 2009 г. рекордные
10,8%. Теперь цель компании — догнать по рентабельности розничные сети,
торгующие продуктами.
Выручка «Евросети» по МСФО за III квартал
2009 г. из-за общего падения рынка сократилась по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года на 33,2% до 15,247 млрд руб. Но
чистая прибыль достигла 1,196 млрд руб., что в 2,12 раза больше
результата предыдущего квартала (в III квартале прошлого года
«Евросеть» и вовсе получила убыток в 991 млн руб.).
Но главным сюрпризом стал резкий рост рентабельности по EBITDA — за год этот показатель вырос с 2,7% до 10,8%.
Президент «Евросети» Александр Малис объяснил это
повышением эффективности бизнеса и отказом от низколиквидного товара.
Этим компания занялась сразу после смены собственников осенью 2008 г.,
когда 100% «Евросети» выкупил у основателей компании Евгения Чичваркина
и Тимура Артемьева предприниматель Александр Мамут, затем перепродавший
49,9% «Вымпелкому». С начала 2009 г. «Евросеть» серьезно сократила штат
офисных сотрудников — с 7000 человек до 3000, а до конца 2009 г. их
останется 2500, сказал Малис. Были сокращены также расходы на аренду
торговых площадей. Фонд оплаты труда и аренда составляют около 50%
расходов компании, в целом расходы сократились на 30% по сравнению с
2008 г., добавил финдиректор «Евросети» Дмитрий Мильштейн. «Евросеть»
экономит практически всюду, где может: по 15 млн руб. в месяц принесло
изменение графика выездов грузовиков со складов, еще 2,4 млн руб. —
отказ от личных водителей, рассказывал ранее Малис.
Руководителя
отдела по связям с общественностью «Связного» (1830 салонов связи в
России и 60 в Белоруссии) Елену Ноготкову такие результаты «Евросети»
не удивляют: 60% выручки компаний сотового ритейла традиционно
приходится на второе полугодие, говорит она. Кроме того, наметилось
восстановление рынка, спрос увеличился, добавляет Ноготкова. Показатели
«Связного» за III квартал она не раскрывает. В 2008 г. рентабельность
этой компании по EBITDA cоставляла 3,36%; у «Евросети» она в тот период
была отрицательной, пишет газета Ведомости
Цель «Евросети», по
словам Малиса, — добиться среднего показателя рентабельности в
продуктовом ритейле — 10-15%. Для этого он обещает еще активнее
сокращать издержки, вводить новые услуги и расширять ассортимент
товаров. Правда, продавать колбасу «Евросеть» станет едва ли,
сомневался в июньском интервью «Ведомостям» Малис.
Лидер
российского продуктового рынка по рентабельности среди публичных
компаний — «Магнит» завершил II квартал 2009 г. с показателем 9,8%, но
этому предшествовали «10 лет упорной работы», замечает аналитик «ВТБ
капитала» Мария Колобова. А рентабельность по EBITDA у X5 Retail Group,
владеющей сетями «Пятерочка» и «Перекресток», составила во II квартале
8,7%. Планы «Евросети» кажутся Колобовой «слишком оптимистичными»:
рынок мобильного ритейла более конкурентный, чем продуктовый сегмент.
Ближайший аналог «Евросети», по мнению аналитика, — не продуктовые
ритейлеры, а продавец электроники «М.видео», который закончил первое
полугодие с маржей в 5%. А президент «Связного» Максим Ноготков в
мартовском интервью «Ведомостям» говорил, что у «успешных компаний»,
занимающихся сотовым ритейлом, EBITDA составляет от 2,5% до 4,2%.
Источник: Ведомости