В первую очередь – чтобы о нем узнали
В прошлую пятницу я попросил вас, читателей, номинировать кандидатов для
рейтинга признания российских бизнес-лидеров. Прочитали мой призыв
примерно 26 000 раз, откликнулись на него
под полторы сотни читателей,
номинантов почти 200 – это, честно говоря, больше, чем я ожидал. Потому
что бизнесменов у нас в стране знают плохо. Даже читатели деловой
прессы. Да что говорить – даже те, кто в деловой прессе работает.
Признаюсь, для меня в списке номинантов есть новые имена. Если бы меня
спросили, кто такой
Александр Спарре или, скажем, из какой компании
Ксения Рясова, я бы не смог ответить. Хотя их фирмы – «
АвтоСпецЦентр» и
Finn Flare – мне знакомы.
Бизнесменов не признают часто именно оттого, что их не знают.
Отчасти тут проблема курицы и яйца: народ с подозрением, а то и
враждебностью относится к предпринимателям, и те не хотят, чтобы их
знали в лицо, – мало ли что может случиться. (В 90-е и в самом начале
«нулевых» это было главной проблемой бизнес-журналистов: интересных
бизнесменов, не входивших в узкий круг публичных олигархов, приходилось
буквально вытаскивать на свет божий из нор). Но дело также и в том, что
не весь бизнес – это шоу-бизнес.
Скажем, основатель компании «
Связной»
Максим Ноготков всегда неприметно одет, голос у него тихий, он не любит скандалов и публичности. А основатель компании «
Евросеть»
Евгений Чичваркин одевается, как диджей в гей-клубе, громко ругается матом, разыгрывает сценки на разные голоса и вечно с кем-то ссорится.
На запрос «Евгений Чичваркин» Google выдает 235 000 страниц, а
на «Максим Ноготков» – 16 200.
Но лично меня совсем не удивляет тот факт, что Ноготков до сих пор
владеет компанией, которую основал, а Чичваркин – уже нет. Далеко не
всякий дальновидный, креативный бизнесмен готов забавлять публику,
писать колонки в журналы, вести телешоу. Вот
Олег Тиньков, например, готов – а
Дмитрий Каменщик,
который построил лучший в Москве аэропорт, – нет. И это, в общем-то,
по-человечески понятно и нормально. Кроме того, к чести наших
читателей, среди номинантов есть не только Чичваркин, но и Ноготков, не
только Тиньков, но и Каменщик.
Но все-таки мне обидно, что многие из лучших людей бизнеса
пренебрегают публичностью или относятся к ней совершенно утилитарно –
как к рекламе (и потому, например, норовят вырезать все интересное из
своих интервью) или как к необходимости, раз уж компания публично
торгуемая. Связь между бизнесом и личностью владельца – чрезвычайно
полезная штука, это вам скажет не только
Уоррен Баффет,
на авторитете которого в первую очередь держится курс акций Berkshire Hathaway, но и, скажем,
Андрей Коркунов или
Вадим Дымов.
И совершенно необязательно, чтобы предприятие называлось, как у
двух последних бизнесменов, именем владельца. Некоторые
прокомментировали мой пост с призывом номинировать уважаемых
предпринимателей в духе «всех их на нары!» Что, я уверен, не мешает
комментаторам вовсю пользоваться услугами и товарами, которые продают
ненавистные предприниматели. Ненавистные – потому что плохо знакомые и
непонятные. С середины 90-х я повторяю предпринимателям, как попугай:
«Надо не стесняться много рассказывать о себе. Не бояться светиться.
Рассказывать не только о победах, но и о неудачах. Не искать от своей
открытости мгновенной мелкой выгоды». Меня слушают и усмехаются: «Ты
журналист, тебе только того и надо». Да нет же, никому так не «надо»,
как им самим. Даже если бизнесмену ближе модель поведения Ноготкова,
чем Чичваркина, – ведь и публичной фигурой можно быть по-разному. Если
потребитель не знает, что вот этой вкусной колбасой накормили его вы, а
вот этот аэропорт такой современный и чистый потому, что вы костьми
легли, чтобы сделать его таким, – с чего это он будет вас уважать, и
лично, и как класс? Чичваркин вот, несмотря ни на что, признанный
лидер. В том числе теми, кто считает большинство бизнесменов жуликами.
Это видно и из того, что пишут о нем в блогах, и из количества
номинаций, которые он уже получил в нашем рейтинге.
Было бы здорово, если бы вы проголосовали за тех, кто, с вашей
точки зрения, заслуживает именно признания. За то, что он сделал в
бизнесе, за то, какую пользу он принес вам лично и, если уж мы рискуем
так обобщать, стране в целом. Признание не тождественно такому важному
для политиков, а не бизнесменов, понятию, как доверие. Поэтому лично я
не стану голосовать, например, за Ходорковского, который, конечно,
номинирован и включен в список: в его искренность я верю, а вот его
бизнес-достижения – как и достижения всех, кто приватизировал советскую
«нефтянку» и металлургию, – считаю менее яркими, чем у создателей
бизнеса с нуля. С другой стороны, я не всегда верю тому, что говорит и
пишет Олег Тиньков, – но он, это очевидно, новатор и создатель
интересных проектов. Я пью пиво в ресторанах, которые он построил, –
вкусное.
Короче говоря, этот рейтинг – не для того, чтобы определить, кого
из бизнесменов вы хотели бы видеть президентом или даже депутатом;
критерий здесь – ценность трудов каждого по его бизнес-специальности.
Я решил не включать в список для голосования людей, занимающих
чиновничьи должности. Трудно заподозрить тех, кого номинировали, в том,
что они не имеют совсем никакого отношения к бизнесу. Да и
государственный бизнес в России сейчас невероятно, несообразно силен.
Но возможности легально заниматься бизнесом такие люди лишены – а
значит, если они и заслуживают признания как бизнесмены, то тоже только
негласного.
Пожалуйста, продолжайте пополнять список. Будет здорово, если у
голосующих будет самый что ни на есть широкий выбор. Номинировать
предпринимателей можно и в комментариях к этому посту, и через
«голосовалку». Спасибо за ваши мнения.