Президент «Евросети» Александр Малис рассказал «Труду» о кадровой политике и магах вне категории
— Вы пришли в компанию, когда она переживала не лучшие времена. Как вас встретили «доставшиеся по наследству» подчиненные?
— Принимали хорошо, встретили тоже. Понятно, что с определенной
настороженностью: приходит новый человек в уже сложившуюся команду.
Но моя адаптация прошла быстро и вполне комфортно.
— Были всем известные «письма сотрудникам» Чичваркина. Известно,
что в общении с подчиненными он активно использовал трехэтажный мат,
полушутливые угрозы.
— У меня не бывает шутливых угроз. А вот по этажности мата, думаю,
мы с ним приблизительно одной квалификацией обладаем. Да, раньше была
личность Чичваркина. Сейчас рождается что-то другое. Это логично, и люди не испытывают шока. Все очень плавно эволюционирует: компания взрослеет.
— Что вы изменили в кадровой политике в первую очередь?
— Определил людей, с которыми в принципе вообще не получится работать. Их оказалось мало, и мы с ними быстро расстались.
— По каким критериям выделяли тех, кто не подходит?
— Прежде всего это когда видно, что человек сгорел. Либо никогда
не горел. Вот мы только встретились, и я сразу вижу: сгорел. Второй
параметр — стрессоустойчивость. В компании была сложная ситуация, без
железных нервов никак. И, наконец, третий, очень важный момент: человек
должен верить в будущее компании и желать в ней работать. Мы никого
насильно не держим, не рабовладельческий же строй.
— Правда ли, что ваши подчиненные могут звонить вам на мобильный? Часто ли обращаются?
— В общем да. Непосредственные подчиненные очень часто звонят.
Второй уровень — реже. Продавцу до меня дозвониться сложнее, потому что
их 17 тысяч, а я один. Но в любом случае для связи со мной сотрудники
могут использовать внутренний портал. Максимум через три-четыре
дня ответ будет получен. Отмахиваться от обращений подчиненных глупо.
Мы все сидим в одной лодке. Это единый организм, в котором не может
быть такого, что кто-то хороший, а кто-то
отстой. Я уважаю каждого, кто делает свою работу. Неважно, сколько
человек получает и какую должность занимает. Мне важно: он за нас или
он сам по себе?
— Как мотивируете людей?
— Пытаемся объяснить, куда мы идем. Не все пока ощущают, что
мы вместе плывем на одном кораблике. Это большой труд. «Евросетяне»
должны понимать, что они «евросетяне». А ощущение чувства локтя
с каждым — это работа не одного месяца.
— Раньше сотрудникам розницы приходилось подстраиваться под
компанию. Испортились отношения с «Самсунгом» — из личного пользования
телефоны исключить. Какие ограничения есть сейчас?
— Никаких. Можно даже пользоваться SIM-картой МТС.
Понимаете, в компании работают 30 тысяч личностей. У каждого есть
права, с которыми нужно считаться. При этом право хамить клиенту
мы не приемлем. А вот право пользоваться телефоном той марки, которая
нравится, — вполне.
— Своим сотрудникам вы объясняли, что произошло между «Евросетью» и МТС?
— Объясняли. Компания «МТС» отключила нам платежи в надежде, что
люди перестанут ходить в наши магазины и станут ходить в их собственный.
— Как на ваших сотрудниках отразился кризис?
— Весь наш топ-менеджмент отказался от личных водителей. Я их всех по утрам в офисе встречаю, значит, как-то добираются. Зарплата топа позволяет иметь личный автомобиль.
— Если от водителей отказались, значит, их всех уволили?
— Мы не увольняем безоговорочно. У нас всегда есть другие вакансии — в логистике, например. Кто хотел, тот остался в компании.
— А что с рядовыми сотрудниками? Сокращаете?
— У нас был раздут управленческий персонал, мы его сокращаем,
переводим людей в розницу — опять же тех, кто хочет. При этом, стоит
отметить, на новом месте человек может получать значительно больше.
Есть продавцы, которые зарабатывают 50 тысяч в месяц и более.
— В компании есть открытые вакансии?
— Мы набираем всегда. Знаете, ведь «Евросеть», как «Макдоналдс»
и многие другие компании, для огромного количества людей стала первым
местом работы. Именно здесь люди узнают, что такое вообще работать,
получают опыт. И они делают карьеру — кто-то внутри компании, кто-то
уходит. А на их места все время будут приходить новые. Это если
мы говорим о рознице, магазинах. Хотя и на всех остальных уровнях то же
самое: люди меняются, идет нормальная ротация. Кто-то уходит, кто-то приходит.
— Помимо продавцов кто ещё нужен компании всегда?
— Если в компании работают 400 бухгалтеров, очевидно, что даже при
нормальной текучке 10% нам всегда нужны 40 новых. Ну, это к примеру.
На всех уровнях много таких вакансий. Мы стараемся принимать лучших
людей. Подбор новых сотрудников — это постоянная работа. Если работают
30 тысяч человек, понятно, что всегда есть 3–4 тысячи незакрытых
вакансий.
— Каких людей вам хочется видеть в компании? На что смотрите при подборе?
— Мы хотим, чтобы человек, который приходит к нам, имел амбиции, и не только денежные. Чтобы делал что-то
не просто по инерции, а потому, что хочет стать ещё более крутым
человеком, чем он есть сейчас. Мне как работодателю важно, чтобы
сотрудник рос как личность. Если развивается, все остальное приложится.
— Сколько может заработать человек, только пришедший в компанию?
— У нас есть стажеры, зарплаты у них как таковой нет, скорее
стипендия. Но буквально за несколько недель стажировки человек
становится продавцом. Поэтому я могу сказать, что, придя к нам, можно
начать неплохо зарабатывать уже через месяц.
— Как за последний год пересмотрена система оплаты труда?
— Принципиальных изменений нет. Мне кажется, сдельная оплата труда —
самая прозрачная, понятная и честная система. Есть сотрудники, которые
живут только на проценты. Например, все продавцы не имеют фиксированной
части оклада. Я считаю, это правильно. Нам нужны те, кто не боится
и уверен в себе. Единицы умудряются зарабатывать в месяц до 200 тысяч
рублей. Хороший продавец в Москве может получать 50–60 тысяч.
— Александр, нарисуйте, пожалуйста, примерную схему прохождения по карьерной лестнице в «Евросети».
— Человек приходит сначала в розницу. Кто-то может
стать старшим продавцом за полгода, год. Далее — директор магазина.
Сделать карьеру можно относительно быстро. Но что значит «быстро»? Для
меня 3–5 лет — это быстро, для кого-то — бесконечно долго.
— Хорошо. Директор магазина — а дальше что? Все, это потолок?
— Ну почему же. Региональный директор, директор розницы филиала. Управляющий филиала. Директор направления, вице-президент. Президент.
— Если это действительно возможно, вы опасаетесь конкуренции изнутри?
— Нет. Случится, и слава богу.
— Правда?
— Конечно.
— Какому типажу начальника отдаете предпочтение: диктатор, либерал, рационализатор, «свадебный генерал»?
— Для меня самым лучшим будет тот шеф, который эффективно выполняет
свою работу. Один кричит, второй шепчет, этот спокойный, тот
импульсивный, один авторитарный, другой демократичный — какая разница?
Мне важно, что этот человек умеет делать то, за что ему платят
зарплату. А как он это делает — его личное предпочтение. Если взять
наших руководителей, они разные. И ценим мы не за то, умеет ли
он ругаться матом или писать письма на староанглийском языке. Главное —
решает поставленные задачи или не решает. Мне все равно, как.
— К какому типажу можете отнести себя?
— К магам вне категории.
Резюме «Труда»
Александр Малис, президент компании «Евросеть»
Родился в 1972 году в Москве.
Образование: Московский государственный университет коммерции,
специальность — «финансовый учет и аудит», аспирантура при НИФИ
(Финансовый институт Министерства финансов РФ).
Опыт работы: 1990–1995 годы — эксперт, финансовый консультант, руководитель отдела в компании «Русконсалт».
С 1995 года — коммерческий директор компании «Корбина Телеком».
С 2000 года — вице-президент «Корбины Телеком».
2007–2008 годы — генеральный директор «Корбины Телеком».
2008–2009 годы — директор по развитию широкополосного доступа в интернет (ШПД) группы компаний «Вымпелком».
С апреля 2009 года — президент компании «Евросеть».
|