Суббота, 18.05.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Август » 30 » Международная полиция рапортует
    Международная полиция рапортует
    20:41

    Август стал особенно урожайным для российского Национального бюро Интерпола.  Чуть ли не ежедневно его сотрудники привозят на родину отечественных преступников, долгие годы скрывавшиеся от правосудия за рубежом.

    Буквально на днях из Германии был экстрагирован некий Иван Цымбаревич. В Москве он  разыскивался  за незаконное предпринимательство,  отмывание большой суммы денег и подделку документов. В феврале этого года он был объявлен в международный розыск по линии Интерпола, а в апреле  уже был задержан в Германии.

    По требованию российской Генпрокуратуры испанские власти арестовали гражданина  Литвы Андреюса Грязютинаса. В московском регионе он с 2005 года вместе с подельниками занимался сбытом марихуаны чуть ли не центнерами. В марте 2007 года Грязютинас был объявлен в международный розыск и  в январе этого года задержан на территории Испании. В феврале Генпрокуратура  направила в компетентные органы Испании запрос об его экстрадиции, который был удовлетворен в этом месяце.

    Сейчас решается вопрос об экстрадиции из Германии скрывавшегося там генерального директора ухтинской компании "Инстройгаз" Сергея Шпигоцкого, задолжавшего  более 400 миллионов  рублей налогов. В России на него завели уголовное дело и объявили в международный розыск. По запросу российской стороны он был задержан немецким Интерполом 3 мая  в  городе Оффенбурге.

    Сегодня международная полиция  - крупная всемирная  организация, вторая по численности после ООН. Членами ее являются  187 государство.

    Задумывалась она еще в 1923 году. Тогда в Вене  была создана Международная комиссия уголовной полиции (МКУП)  для координации борьбы различных стран с уголовными преступлениями. Но полиции многих стран  её просто  игнорировали, не принимали всерьез.  Ситуация изменилась после окончания  Второй мировой войны. В 1946 году  Интерпол взяли под крыло  ФБР и ЦРУ в Европе. Вашингтон подбросил денег,  но  борцы с преступностью в  послевоенной Европе  упорно сопротивлялась идее централизации. Десять лет американцы любыми способами  добивались от  своих партнёров в Старом Свете положительного решения.  И как таковой  устав Интерпола родился  в 1956 году.

    Но у  европейских полицейских предубеждения относительно  новоявленной конторы, где явно торчали звездно-полосатые уши, оставались. Особенно игнорировали ее во Франции, Бельгии и Великобритании. Лишь в 1982 году ситуация поменялась: Интерпол, не без  давления со стороны Вашингтона, получил в ООН статус международной межправительственной организации. Москва долгое время подозрительно относилась к Интерполу, считая, что там правит  ЦРУ. И только в 1990 году  СССР стал членом этой международной полиции. 12 октября того же года в составе МВД СССР было создано Национальное центральное бюро, которое в документах Интерпола стало именоваться Интерпол-Москва (в США НЦБ действует в структуре Министерства юстиции).   Обоюдный выигрыш от этого решения стал проявляться чуть ли не сразу.
     
    Сегодня НЦБ  входит в структуру центрального аппарата МВД России на правах главного управления. Возглавляет его  генерал-майор  милиции Тимур Лахонин. В центральных милицейских органах всех субъектов Российской Федерации с 1997 по 2008 год были созданы филиалы НЦБ Интерпола.

    Для нашей страны вступление в  Интерпол явилось объективной необходимостью. Преступный мир пытается использовать новые условия в своих интересах, налаживая собственные криминальные связи, проникая во все сферы жизни. Наркобизнес, международный терроризм, организованная экономическая преступность - для борьбы с этим злом и необходимо международное сотрудничество.

    Наиболее активное взаимодействие сегодня российский Интерпол  осуществляет с полицией Германии, Австрии, Бельгии, США, Финляндии, Турции, Венгрии, Польши и Чехии и Словакии. А из числа российских органов внутренних дел - с ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области, УВД Калининградской, Ростовской, Мурманской, Новгородской областей, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев и ряда других регионов России.

    Эксперты российских силовых структур, анализируя данные последних лет, считают,  что преступники  (как одиночки, так и  группировки) все  активнее  стремятся перенести поле своей деятельности за границу. Российские мафиозные структуры стремятся к господствующему положению в распределительной сфере, пытаются влиять на развитие политических процессов, монополизировать противоправную деятельность, в том числе транснационального характера. По оценкам МВД, из трех тысяч преступных формирований, действующих на территории России, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Причем члены "русской мафии" начинают захватывать командные посты  в интернациональных преступных сообществах.
     
    Сегодня Интерпол -  единственный мировой центр, где  сосредоточена вся подробнейшая информация о преступности на всех континентах, особенно в ее транснациональных формах и объединениях. Главная его сокровищница содержит досье практически о всех преступниках - участниках различных международно-организованных групп.

    Генеральный секретариат этой организации, расположенный во французском городе Лионе - суперсовременный компьютерный центр сбора, обработки, хранения и распространения оперативной информации. В центральной штаб-квартире в Лионе из 280 кадровых сотрудников только 80 - представители национальной полиции из 30 стран, а остальные - инженеры по ЭВМ, программисты и технические работники.

    "Электронный мозг" Интерпола позволяет одновременно обрабатывать до 250 тысяч досье. В него заложена вся имеющаяся в распоряжении организации криминальная картотека. Благодаря ей Интерпол может мгновенно  выдать по запросу любой страны-участницы полное досье на любого из 120 тысяч преступников, чьи имена заложены в память ЭВМ.

    Ежегодно Интерпол расследует около 20 тысяч дел. Для оперативности   используется телекоммуникационная система связи Интерпола I-24/7 (то есть информация 24 часа в сутки 7 дней в неделю). Это позволяет круглосуточно и в считанные минуты получать и передавать оперативную информацию в любую точку мира. К ней подключено и НЦБ России.

    Преимущества совместной работы российских правоохранителей с Интерполом высоко оценено руководством России. Выступая в прошлом году в Санкт-Петербурге на  заседании 77-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола, премьер-министр  Владимир Путин заявил,  что Москва в дальнейшем продолжит наращивать с ней сотрудничество.  России, подчеркнул он, импонирует деполитизированность и профессионализм Интерпола.

    Ежегодно при содействии международной полиции задерживается до 7 тысяч преступников. На 1 июня этого года,  в розыске по каналам Интерпола по инициативе России значились 1293 обвиняемых и осуждённых по различным преступлениям.   За убийство разыскиваются 320 человек, за мошенничество - 309, за причастность к террористической деятельности - 103, за грабежи, разбои, вымогательство - 167, за контрабанду - 76, за преступления, связанные с наркотиками, - 58. Кроме того, 179 человек разыскиваются как пропавшие без вести. За пять месяцев текущего года было установлено 7 человек этой категории и ещё 15 лиц, утративших связь с родственниками.

    В качестве примера успешного сотрудничества с Интерполом можно назвать розыск ряда российских граждан, членов "ореховского" ОПС и объявленных в международный розыск прокуратурой Москвы.

    Мероприятия осуществлялись НЦБ Интерпола в России совместно с МУРом и НЦБ Интерпола в Испании. В качестве обвиняемых по уголовным делам за совершение тяжких преступлений, в том числе убийства следователя Одинцовской прокуратуры, проходили граждане России Буторин, Белкин, братья Алешины, Полянский.

    9 февраля 2001 года в Мадрид была направлена группа  российских правоохранителей. Полиция Каталонии уже контролировала телефонные переговоры главаря группировки Буторина, и в результате оперативно-поисковых мероприятий в районе ночного клуба "Ривьера" в собственном автомобиле с оружием в руках он был задержан. Через 40 минут в том же районе задержали другого активного члена этого сообщества - Полянского, также находившегося в международном розыске и имевшего при себе оружие. Оба лица оказали вооруженное сопротивление при задержании.
     
    После терактов в Нью-Йорке в 2001 году в Генеральном секретариате Интерпола была создана группа "11 сентября", в задачи которой входила координация действий правоохранительных органов разных стран в борьбе с международным терроризмом. К настоящему времени на базе этой группы развернут постоянно действующий Оперативно-координационный центр.

    Надо сказать, что терроризм признается Интерполом как одна из основных угроз правопорядку во всем мире. В то же время Устав этой организации запрещает  любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера. А террористы, как правило, заявляют цели именно политического  или религиозного характера. Такое положение до середины 80-х годов прошлого столетия  не позволяло Интерполу вести активную борьбу с терроризмом.

    Позднее, по мере усиления террористических тенденций в различных регионах мира, Интерпол пересмотрел свою позицию по этому вопросу. Сейчас  терроризм считается  как один из наиболее опасных видов преступности: ведь в ходе террористических акций страдают, прежде всего, люди. В связи с этим террористические организации и их члены признаются Интерполом преступными и в их отношении предпринимаются такие же меры, как и к иным преступным организациям и лицам. В качестве отправной точки Интерполом берется список из двух десятков террористических организаций, признаваемых в качестве таковых в ООН.
     
     Однако нельзя сказать, что наши правоохранители полностью удовлетворены сотрудничеством с этой организацией. Из-за рубежа нам выдают, как правило, мелкую сошку. Зато от нас требуют задержания и выдачи серьезных персон, да ещё порой не предъявляя никаких доказательств их причастности к криминалу. Правда, здесь стоит сразу заметить, что все циркуляры этой международной организации носят исключительно рекомендательный характер. Экстрадировать или нет подозреваемого, в конечном счёте, решают власти той страны, к которой Интерпол обратился с просьбой.

    Как заявил недавно в одном из интервью заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков,  "некоторые решения Интерпола выглядят двояко и могут восприниматься как политические".

    "Например, Интерпол снял ограничения на международный розыск Невзлина и Березовского - казалось бы, дружественный жест, но сделал он это только тогда, когда у обоих беглецов утряслись проблемы со статусом. (Тоже самое произошло и в отношении Евгения Чичваркина - "РГ".) До этого их можно было легко арестовать, но Интерпол не торопился. Теперь ограничения сняты, а толку-то? Арестовать фактически нельзя ни того, ни другого. Полезен ли Интерпол? В чём-то безусловно: когда дело касается поиска угнанных и проданных за рубеж машин, расследования деятельности наркобаронов. Но специфический политический аспект тоже не стоит сбрасывать со счетов", - сказал  Гудков. 
     
    Надо сказать, что в Интерполе существует  три вида розыска:   обычный, срочный и смешанный. В первом случае  собранные документы на того или иного подозреваемого направляются в НЦБ Интерпола с просьбой о розыске бежавшего за границу. Просьба проверяется, запрашиваются дополнительные сведения и составляется "красный циркуляр" - специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу. Получив этот документ, НЦБ даёт полицейским органам команду о начале розыска. "Красный циркуляр" обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным ордером на арест разыскиваемого лица. Срочный розыск отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола. Если срочный розыск не принёс успеха в течение трёх месяцев со дня его объявления, он заменяется на обычный.

     Но самый двусмысленный розыск - смешанный. В случаях, когда у Интерпола не находится достаточных оснований или доказательств для ареста, а собрать информацию о том или ином лице очень нужно, применяется именно этот вид розыска. Его основной целью являются установление негласного полицейского наблюдения и контроль за перемещениями того или иного подозреваемого. В подобных случаях в Генеральном секретариате заполняется "зелёный циркуляр". Нередко он заполняется на крупных предпринимателей или  правительственных чиновников, к которым имеются серьезные претензии у международных финансовых корпораций.

    Но иногда, особенно когда дело касается поиска  так называемых vip-преступников, у Интерпола происходят непонятные сбои. В российском НЦБ рассказали такую историю.

    Не так давно  стало известно о готовящейся экстрадиции из Италии некоего 77- летнего Михаила Помбрика. В соответствующих кругах он считается одним из трёх главных международных контрабандистов предметов искусства и прочих культурных ценностей. На него работали сотни людей в нескольких странах мира. Но иногда Помбрик лично участвовал в незаконных операциях, особенно если  речь шла о суммах свыше 1 миллиона долларов.

    Итальянская полиция вычислила Помбрика пару лет назад. При задержании у него изъяли паспорта России и Израиля. Арест уже был санкционирован итальянской прокуратурой, но тут неожиданно вмешался   Интерпол, настоявший, что за Помбриком хорошо бы последить, установить его контакты и накрыть всю сеть. Помбрик дважды уходил от сотрудников  Интерпола.  Только  благодаря профессионализму  итальянских полицейских его  вновь обнаруживали. Итальянцы  отправили  десятки рапортов, в которых указывали на то, что Интерпол, по сути, вставляет им палки в колёса, но никаких действий не предпринималось.

    Странности продолжались и после ареста   Помбрика:  представители Интерпола несколько раз пытались его извлечь из тюремной камеры и воспрепятствовать выдаче российской стороне. Формально - по причине "недостаточности улик", а неформально - так говорят компетентные лица - возможно, Помбрику собирались предложить размен. Культурные и художественные ценности в обмен на свободу. Такие случаи бывали, и Помбрику просто не повезло: итальянцы напрямую договорились с российской стороной об экстрадиции. А Интерпол сделал вид, что также причастен к громкому делу.

    Еше одна странная история, теперь уже с участием французского НЦБ.   В декабре 2008 года из Франции в Россию  экстрадировали некоего Станислава Дормидонтова. Его разыскивала милиция  Приморья по целому ряду обвинений, в том числе и за разбойные нападения. Дормидонтов бежал за границу, где  несколько лет жил по фальшивым документам. В 2005 году не был арестован во Франции местной полицией с израильским паспортом.

    И опять вмешался Интерпол. Целых три года   велись переговоры с российской стороной о его выдаче. Хотя Франция   собиралась  экстрадировать его сразу же после задержания. Своих преступников хватает.  В чем же был интерес Интерпола? Возможно, считает наш высокопоставленный  источник в российских спецслужбах, штаб-квартира в Лионе  выполняла определенный заказ. Дело в том, что у Дормидонтова были близкие знакомые из   спецслужб США и Израиля. И в его выдаче России многие были не заинтересованы. К тому же  Дормидонтов хорошо знал многих российских политиков и бизнесменом из Приморья. Не исключено, что через него пытались получить компромат на них. И когда Дормидонтов стал неинтересен, его экстрадировали в Россию.

    Просмотров: 630 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |