Объем продаж сотовых телефонов, по данным МТС, уменьшился на 30%
по сравнению с прошлым годом. Продавцы аппаратов ожидали, что 2009 год
будет тяжелым для отрасли, прогнозируя падение от 25% до 40%. Однако
они настроены оптимистично: по их мнению, худшее уже позади, и продажи
будут расти. Особенные надежды игроки рынка связывают с августовскими
продажами перед началом учебного года и с концом года.
Российский
рынок сотовых телефонов потерял по итогам первого полугодия 2009 года
30% по сравнению с первым полугодием 2008 года. Об этом сообщает
компания МТС.
По ее оценке, число проданных в России телефонов сократилось с 16,54 млн аппаратов до 11,63 млн.
До конца года объем продаж в штуках может сократиться на 28,7%,
до 26 млн терминалов, считают в компании. В денежном выражении, считают
в МТС, падение может составить 33,4%.
Упала и цена среднего аппарата: по данным компании, в июне 2009
года она составила 4792 рубля. Это на 500 рублей ниже, чем в том же
месяце 2008 года.
Напомним, рынок сотового ритейла считается одним из самых
пострадавших от кризиса. Действительно, продавцы жаловались на большую
кредитную нагрузку и резкое снижение спроса на аппараты. Аналитики
прогнозировали, что в 2009 году падение может составить от 25% до 40%.
Это привело к тому, что на рынке начался настоящий передел. В сентябре
2008 года структуры Александра Мамута выкупили акции крупнейшего игрока
– «Евросети» – у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева. Затем 49%
компании было приобретено «Вымпелкомом».
Тогда же активность в создании собственной сети проявил оператор
МТС. Компания получила контроль над сетью «Точка», затем были
приобретены сети «Телефон.Ру» и «Эльдорадо». Кроме того, компания
подписывала договор о сотрудничестве с «Беталинком», но затем он был
разорван, и ритейлер тихо скончался от нехватки денег.
Данные МТС согласуются с теми, которые приводил их главный конкурент в рознице – «Евросеть». В начале июля компания отмечала падение продаж на 36%.
В сотовой компании, тем не менее, настроены оптимистично.
«Худшее уже позади», – заявил генеральный директор розничной сети МТС
Сергей Румянцев. По его словам, оператор ожидает рост продаж во втором
полугодии: в частности, за счет традиционно больших продаж в августе и
в конце года.
Оптимизм компании разделяется не всеми игроками рынка. «Мы прогнозируем
рост продаж во втором полугодии: за счет продаж в августе, когда
начинается новый учебный год, и в декабре», – считает руководитель
службы по связям с общественностью «Евросети» Ульяна Смольская. «Мы не
ожидаем роста продаж во втором полугодии», – заявила ВЗГЛЯДу
PR-директор «Связного» Елена Ноготкова.
Однако все игроки рынка отмечают, что скоро снова начнет расти число салонов, которое резко сократилось с началом кризиса.
«У компании есть планы по развитию, в частности, по увеличению
числа салонов», – сказала Смольская. Сейчас у «Евросети» 3700 салонов в
России и 600 точек в странах СНГ. МТС также собирается расширять свою
сеть салонов: по словам Румянцева, до конца года она должна достигнуть
3500 точек. «Мы рассматриваем разные способы расширения сети, не только
открытие собственных салонов», – заявил генеральный директор розничной
сети МТС.
«Мы намерены довести число наших салонов до 2 тысяч до конца
года», – заявила Ноготкова. Сейчас компания «Связной» владеет 1790
салонами.