Объем продаж сотовых телефонов резко сократился Продажа сотовых телефонов в первом полугодии 2009 года в России
сократилась на 36%, говорится в исследовании «Евросети». В компании
считают, что больше всего сократилось число покупателей дорогих
телефонов. Другие игроки рынка не комментируют заявления «Евросети».
Эксперты отмечают, что во втором полугодии этот рынок начнет расти,
однако продаваться будут в основном дешевые аппараты. Продажи
мобильных телефонов в первом полугодии 2009 года в России сократились
на 36% относительно того же периода 2008 года. Об этом свидетельствуют
данные «Евросети», крупнейшей в России сети салонов сотовой связи. По
данным компании, в I квартале в России всеми игроками рынка было
продано 10,49 млн аппаратов.
В денежном выражении рынок сократился на 35% – сотовые ритейлеры выручили 56,048 млрд рублей вместо 86,298 млрд рублей.
Лидером по-прежнему остается финская Nokia – на ее долю
приходится 38,8% рынка. Далее идут Samsung с долей в 29,6% , Sony
Ericsson – 13,5%, LG – 6,5%, Philips – 2,7%, Fly – 2,5%, Motorola –
2,1%, Alcatel – 1,1%.
Как рассказала корреспонденту ВЗГЛЯДа руководитель PR-службы
«Евросети» Ульяна Смольская, особенно сильно сократились продажи
телефонов стоимостью выше 10 тыс. рублей. «Спрос на них в значительной
степени обеспечивался потребительским кредитованием», – объяснила этот
эффект Смольская.
О том, что 2009 год станет тяжелым для российских продавцов аппаратов,
говорилось с осени 2008 года. Эксперты прогнозировали падение продаж –
от 25% до 40%.
Падение спроса на телефоны и избыточная кредитная нагрузка
сделали сотовых ритейлеров особенно уязвимыми в период финансового
кризиса. Во многом из-за этого на рынке начался передел собственности.
Все началось с того, что в сентябре 2008 года владельцы «Евросети» –
Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин – продали свои акции инвестиционной
компании, подконтрольной Александру Мамуту. Буквально через месяц 49%
акций «Евросети» приобрел оператор «Вымпелком».
Параллельно с этим свою сотовую империю стал строить МТС –
оператор получил контроль над сетью «Точка», приобрел «Телефон.Ру» и
сотовый бизнес сети «Эльдорадо».
Более того, из-за проблем с кредитами сотовые ритейлеры стали едва ли
не первой жертвой финансово-экономического кризиса. Ряд игроков
попросту разорились: закрылись салоны «Диксиса», «Цифрограда»,
«Беталинка».
Кроме того, даже выжившие игроки вынуждены были сокращать число
салонов: так, «Евросеть» за год закрыла порядка тысячи салонов.
Несмотря на это, представители компании сохраняют оптимистический
настрой. В «Связном» от комментариев по поводу отчета «Евросети»
отказались. Представители МТС оказались недоступны для комментариев.
«Данные «Евросети» соотносятся с нашими данными», – отметил
ВЗГЛЯДу ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин.
При этом Муртазин не отказывается от прогноза, данного в начале года, о
том, что рынок сотового ритейла сократится на 25%. «Во втором полугодии
мы увидим рост, так как ценовой шок прошел и на рынке сформировалось
предложение недорогих аппаратов», – отметил эксперт. Однако,
подчеркивает Муртазин, этот рост проявится, главным образом, в объемах
рынка, а не в количестве вырученных денег.
|