// Солисты ведущих театров станцевали в честь Дягилева
Гала балет
В лондонском театре "Ковент-Гарден" состоялось
международное гала, организованное британским Ensemble Productions при
поддержке Альфа-банка и фонда "Русский мир", на котором ведущие солисты
шести мировых театров почтили Сергея Дягилева и вековой юбилей его
антрепризы "Русские сезоны". Из Лондона — ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.
На балетное гала слетелся весь
русско-британский истеблишмент — от баронессы Тэтчер до разыскиваемого
Интерполом господина Чичваркина. Зал ломился, сверкал бриллиантами, на
стоячих местах теснились плечом к плечу — юбилейный концерт явно
проходил по разряду главных культурно-светских событий сезона.
А между тем его программа, которую солисты
Мариинского и Большого театров, Королевского балета Великобритании,
Английского национального балета, Парижской оперы и New York City
Ballet заполнили хитами из своего арсенала, имеющими хоть какое-нибудь
отношение к "Русским сезонам", на художественное открытие явно не
тянула. Главным сюрпризом концерта стали уникальные кадры старинной
кинохроники, привезенные в Лондон американкой Изабель Фокиной, внучкой
хореографа—триумфатора первых "сезонов". На пятачке перед камерой
неистово топтались и подпрыгивали половцы, вакхически скакали по кругу
античные монады из "Дафниса и Хлои", а сам Фокин на репетиции
"Шехеразады" учил партнершу-жену изнывать от вожделения и принимать
неотразимо томные позы.
Сразу после кино в той же "Шехеразаде" явились
Ульяна Лопаткина с Игорем Зеленским, и стало очевидно, что с примой
Мариинки так тонко не работали: свободная от плотских страстей балерина
тщательно разворачивала ноги в адажио и величественно позировала в
ожидании, пока ее Раб отпрыгает свои коронные jete en tournant и
свалится у ее ног. На кинодокумент это было похоже примерно так, как
императорская яхта "Штандартъ" похожа на "Pelorus" Абрамовича. Еще
печальнее, когда с историческим парусником тщилась тягаться туристская
байдарка, а именно на ее стать и повадку смахивал любовный дуэт из
несохранившегося балета Фокина "Тамар", который заново поставил
литовский автор Юриюс Сморигинас для петербуржцев Ирмы Ниорадзе и Ильи
Кузнецова.
Отлично рассекал бурные па "Призрака розы"
москвич Дмитрий Гуданов: и круг двойных assemble отпрыгал на одном
дыхании, и дистанцию из шести больших туров (два раза по три) с
четырьмя маленькими пируэтами прошел дважды без сучка и задоринки.
Задоринки, пожалуй, все-таки не хватало: к очарованной им Девушке
(Евгения Образцова) гудановский Призрак относился бережно и
сочувственно — как врач к нервнобольной.
Вполне аутентично — возможно оттого, что этот
раритет нашей сцене не знаком,— выглядел дуэт из балета "Лани"
Брониславы Нижинской: хит 1924 года, в котором юноша в борцовском
коротком трико перекатывал изнуренную светской жизнью барышню с бицепса
на бицепс, укладывая ее то на грудь, то на спину, Мара Галеацци и
Беннет Гартсайд, солисты труппы Королевского балета, провели с юмором и
тактом.
И все же надо признать, что наибольшим успехом
у публики пользовались вовсе не фрагменты из репертуара "Русских
сезонов", а старая классика, которой Сергей Дягилев скрепя сердце был
вынужден разбавлять авангардные шедевры, чтобы минимизировать
финансовые риски. "Черное" па-де-де из "Лебединого озера" бразильцы из
Королевского балета Великобритании станцевали, словно поменявшись
ролями: страстный Зигфрид (Тьяго Соарес) прожигал маленькую кроткую
Одиллию (Марианела Нуньес) таким требовательным взглядом, что та не
решалась с ним и пококетничать. Реванш балерина взяла в фуэте, открутив
их с великолепной неторопливостью, широко выводя ногу в сторону и
торжествующе притормаживая на двойных. Нетленность классики утверждали
и молодые французы — Матильд Фрустей и Матиас Хейманн — в па-де-де из
"Жизели". Балерине, правда, не хватало прыжка, но отсутствие элевации
она возмещала грациозностью. Ее партнер, блистательно исполнив свою
вариацию, творил чудеса и на поддержках: Жизель, казалось, парила в
воздухе сама по себе. Завершал празднество неизменный "Умирающий
лебедь" Ульяны Лопаткиной, снискавший привычный успех. Дягилев
Дягилевым, а без этой лебединой песни русский балет на выезде не жилец.