Суббота, 18.05.2024, 08:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Апрель » 8 » Все будет хорошо, или Чего ждать от кризиса
    Все будет хорошо, или Чего ждать от кризиса
    10:45


    Кто-то все еще тешит себя надеждой, что финансовый кризис коснулся в первую очередь банкиров и строителей, однако это в корне не верно. Сейчас мы расскажем вам, как страшно жить и почему из-за кризиса грусть-печаль должна охватить всех любителей различных гаджетов.

    Начнем с вендоров – это, если кто забыл, компании, которые занимаются выпуском устройств. По причине кризиса они были вынуждены начать массовые увольнения сотрудников, в первую очередь «белых воротничков», не имеющих прямого отношения к производству реальной продукции. «Под раздачу» при этом попали и сотрудники, занимающиеся исследованиями и разработками, что, в свою очередь, означает следующее: ничего принципиально нового в ближайшее время не изобретут. Конечно, сразу этого никто не заметит: по инерции какое-то время будут использоваться нереализованные «старые запасы» «новых разработок», однако неизбежно наступит момент, когда «запасы» кончатся и производителям нечем будет нас удивить. Соответственно, в нижнем и среднем ценовых сегментах мы опять увидим, что новые модели отличаются от старых только внешним видом корпуса, а в высшем – и вовсе цветами корпуса. Хотите пример? Посмотрите, сколько времени выпускается та же Nokia 8800 и как вновь и вновь появляются новые «ограниченные серии» этого телефона с той или иной отделкой. Ведь, согласитесь, приклеить на корпус пару бусинок от Swarowski и объявить получившийся продукт «обновленной моделью» гораздо проще, чем действительно как-то обновить модель.

    Впрочем, в целях экономии и этого скоро никто делать не будет: поддержание широкой номенклатуры товарных позиций и продвижение их на рынок обходится значительно дороже, чем когда моделей, положим, четыре. А что? Вспомните, например, Siemens: одновременно продавались модели A35, C35, M35, S35 – и все! Этого было достаточно, потому что в каждой из основных ниш рынка была представлена своя модель – и так было у каждого! Причем жили же как-то, более того, если ситуация с модельными рядами вернется к той, что была пять лет назад, будет только лучше. Поскольку ничего нового в новинках (такой вот каламбур) мы не увидим, люди будут более трезво смотреть на свои желания сменить гаджет, следовательно, и покупать их будут реже. В результате увеличится жизненный цикл устройств (особенно это касается дорогих моделей), а значит, производители, наконец, снова уделят внимание качеству товара: ведь, покупая устройство, пользователь снова будет требовать от него долговечности, а не облезания краски через пару месяцев использования. Одновременно с этим начнутся попытки чем-то серьезно удивить покупателя, что вновь потребует исследований и разработок, а там, глядишь, и кризис кончится. Тем же, кто этого не поймет, грозит смерть.

    Посмотрите, например, на Motorola: компания ежеквартально сообщает о многомиллионных убытках своего мобильного подразделения. Скорее всего оно скоро будет продано и тихо забыто, как это в свое время произошло с Siemens Mobile. Но если Siemens Mobile подвела уверенность в том, что можно совмещать высокое качество и конкурентоспособную цену в одном продукте, то Motorola сейчас страдает из-за недостатка идей. Привыкнув раз в несколько лет «выстреливать» супертелефоном вроде StarTac, v3688 и, наконец, эпохальной Тонкомото V3, она тяжело переживает одну осечку за другой. До бесконечности эксплуатировать идею тонкого телефона не получается, тем более что конкуренты закономерно завалили рынок не менее тонкими телефонами.
    Печальная ситуация складывается и у сотовых дилеров. Все они развивались, рассчитывая на то, что рост спроса на телефоны будет продолжаться вечно, и набрали под это развитие весьма большое количество кредитов. Сейчас, как говорил находящийся ныне в Лондоне Евгений Чичваркин, спрос опустился до уровня «ниже городской канализации». Причин тому несколько – это и насыщение рынка, и стагнация в модельных рядах производителей, да и просто снижение доходов населения. Поэтому тысячи салонов сотовой связи оказались никому не нужны, а затраты на аренду помещений и заработную плату персонала все росли и росли. Из-за острой же конкуренции торговая наценка – основной источник прибыли – была у всех дилеров минимальной, а рентабельность их, не превышавшая 3–5% и в лучшие годы, стала по причине кризиса попросту отрицательной. Дилеры пытались прибегнуть к диверсификации и продавать в своих салонах не только билеты в театр, но чуть ли не тушенку,однако особенного эффекта это не принесло: в магазин с вывеской «Телефоны» люди идут за телефонами, а не за чем-то другим.

    Итог очевиден: кто-то, как, например, «Евросеть» или «Телефон.ру», успел продаться операторам, а кто-то, подобно «Диксису», с треском обанкротился и прекратил свое существование, оставив кредиторам только долги и бывшие в употреблении прилавки.

    Операторы из купленных ими сетей пытаются построить собственные сети салонов связи, где будут осуществляться подключения и прием платежей только в их пользу (напомним: «Билайн» купил половину «Евросети», а МТС – «Беталинк» и «Телефон.ру»). Это постепенно превращает российский рынок в аналог зарубежного, ведь почти нигде в мире не было такого количества сотовых дилеров. В странах Европы телефоны продают, в основном, в магазинах, принадлежащих тому или иному оператору. Эти же салоны по совместительству являются центрами обслуживания. Ведь, согласитесь, гораздо удобнее купить телефон, подключиться к сети и получить весь комплекс услуг в одном месте, чем бегать по разным местам. Правда, от этого страдает представленный в магазинах модельный ряд: такого разнообразия, как в России, в Европе никогда не было.

    Развитие сотовой розницы позволит операторам извлекать доход и от продажи телефонов, а абоненты когда-нибудь смогут вкусить всю прелесть покупки мобильного телефона за 1 рубль (как «у них» продают телефоны за 1 доллар или евро). Понятно, что при этом телефон будет «лоченым», и с вас потребуют подписать обязательство тратить на сотовую связь не менее заранее оговоренной суммы в месяц, но разве это проблема? В результате операторы будут конкурировать на почве не только тарифов на услуги связи, но и цен на телефоны. При этом каждый из них будет стремиться договориться с производителями об эксклюзивных поставках той или иной модели по специальным ценам. Выиграет от этого в конечном итоге только потребитель.

    А вот с уже купленной техникой возникает небольшая проблема. Все дело в том, что практически все дилеры имели собственные сервис-центры, гарантийные талоны которых и выдавались покупателям. Теперь, когда «иных уж нет, а те далече», возникает небольшая проблема: приходя по адресу сервис-центра, указанному в гарантийном талоне, покупатель может вместо означенного сервис-центра обнаружить какую-нибудь рюмочную или вывеску: «Ремонт обуви». Возникает паника: куда звонить, кто поможет? Телефон сервис-центра, как и положено, не отвечает. Покупатель бежит в магазин, где он покупал свой гаджет, – но теперь здесь… готовят «замэчательный шавэрма»! Что делать в такой ситуации?

    Во-первых, нужно зайти на сайт производителя и посмотреть список официальных сервис-центров. Если производитель еще существует, то хотя бы один сервис у него должен быть. Смело отправляйтесь туда: даже если в вашем гарантийном талоне указан адрес совершенно другого сервис-центра, но ваш девайс «белый», то есть официально завезен в Россию, у вас его примут. Гораздо хуже, если аппарат «серый»; в этом случае все гарантийные обязательства берет на себя несуществующий сервис-центр, а значит, любой другой возьмет его только в платный ремонт. Если же производитель вашего устройства больше не существует, вам также светит платный ремонт, причем очень дорогой и долгий, так как запчасти, скорее всего, уже стали дефицитом.

    Мораль сей басни такова: приобретая какой-либо девайс, поинтересуйтесь финансовой отчетностью его производителя за последний год, а также убедитесь в том, что он ввезен официально.
    Еще одна засада кризиса – это отсутствие потребительского кредитования. То есть взять кредит на покупку того или иного дорогостоящего девайса, конечно, можно, однако процентная ставка по этому кредиту предлагается такая, что ни одному нормальному человеку не придет в голову брать кредит на таких условиях. Усугубляется все это еще и подорожанием всей техники. Причина лежит на поверхности: доходы у большинства из нас остались в рублях, а техника – импортная и покупается за доллары и евро, которые подорожали чуть более чем в полтора раза. Соответственно, и цены в рублях увеличились примерно на столько же. Здесь, кстати, очень важно понимать: если цена не увеличилась или увеличилась незначительно, то на самом деле она увеличилась все равно, просто вы забыли о том, что с течением времени любой, даже самый навороченный гаджет, устаревает и превращается в тыкву – в том смысле, что цена его неуклонно падает и падает

    В общем, подорожание есть, это факт, что вместе с невозможностью взять кредит делает покупку дорогого гаджета невыполнимой мечтой (ведь не будете же вы копить – сбережения будут съедены инфляцией). Но это, опять же, лишь одна сторона медали. Другая сторона медали – те самые понты, которые, похоже, снова возвращаются. Сейчас никого не удивишь даже самым навороченным гаджетом, ибо его мог купить в кредит любой студент. Однако очень скоро дорогой девайс вновь станет статусной вещью, и противоположный пол опять будет оценивать степень вашей привлекательности в зависимости от модели телефона. Так что затаривайтесь устройствами сейчас, пока ваши сбережения не превратились в фантики – появится шанс «отличиться»! И заодно готовьтесь к тому, что цены снова будут указаны в условных единицах, а перед покупкой потребуется узнавать внутренний курс магазина.

    Точно так же могут вернуться «условные единицы» и в тарифах сотовых операторов. Многие еще не успели от них отвыкнуть – перевод на рубли операторы осуществили всего три года назад, в 2006 году. Тогда этому мало кто обрадовался – все привыкли сравнивать между собой именно долларовые тарифы, а привязка к рублю, помимо всего прочего, повлекла за собой серьезное удорожание услуг. Во-первых, курс доллара, по которому осуществили переход, был выше существовавшего на тот момент. Во-вторых, при переходе получившиеся «некруг­лые» цифры округлили в большую сторону «для удобства абонентов». То есть, стоила минута, например, 6 центов, то есть по курсу 28,7 она должна была бы стоить 1 рубль 72 копейки, но зачем мелочиться – пусть стоит сразу 2 рубля! В-третьих, курс доллара после перехода на рубли еще снизился, а тарифы остались такими же. Впрочем, это создало операторам своего рода «подушку безопасности» – денежные запасы, которые они могут тратить сейчас, когда тарифы остаются прежними, а кредиты, на которые покупалось оборудование, тоже остались прежними – но в долларах и евро. Однако рано или поздно этот запас закончится, и тогда можно снова ожидать появления «у. е.».

    «Влияние нестабильной ситуации на экономику сотового оператора будет заметно, скорее, в перспективе. Не секрет, что сейчас сотовые компании, изначально привязанные к курсу валют (поставки оборудования, расчеты за роуминг), приостанавливают инвестиции в долгосрочные проекты. Однако на текущем бизнесе и прибыльности МТС и МТС “Северо-Запад” экономическая ситуация пока не сильно сказывается – у нас есть запас прочности. Сохранение цен и тарифов в рублях при повышении курса доллара уже является выгодным предложением для абонентов, и в целом МТС намерены не привязываться к у. е. как можно дольше. Оператор может перейти на расчеты с абонентами в у. е. в двух случаях: если экономическая ситуация станет критической, а текущие расценки в рублях – убыточными, или если такой шаг сделают все конкуренты. Теперь часто задают вопрос: какой курс должен быть у рубля, чтобы настала критическая ситуация, при которой операторы будут вынуждены отказаться от национальной валюты. Ответа пока никто не даст – экономика связи меняется каждый день», – говорит директор макрорегиона МТС «Северо-Запад» Иван Золочевский.

    «Билайн» и «Мегафон» пока упорно заявляют о том, что к долларовым расчетам не вернутся, однако именно эта парочка в феврале уже пошла на повышение цен. Пока что оно коснулось только тарифов за услуги международного роуминга. Мотивация простая: расчеты с роуминговыми партнерами (операторами в других странах) производятся в долларах и евро. Курс изменился – и вот вам подорожание в полтора раза. Так что и с обычными тарифами сотовые операторы могут провернуть такую же операцию. Впрочем, это будет лишь самым последним шагом: пока повышение тарифов ведется незаметным образом. Так, становятся платными услуги, ранее бывшие бесплатными. Изменяются принципы тарификации: почти все операторы уже убрали посекундную тарификацию звонков, перейдя на поминутную – с округлением, понятное дело, в большую сторону. Стоимость одной минуты при этом остается прежней (а кое-кто даже снижает ее на пару копеек, чтобы завлечь наивного абонента), но стоимость одного разговора вырастает при этом сразу как минимум на 20–30%, ведь никто же не разговаривает «целое» количество минут, а значит, всегда платит за неиспользованные услуги.

    Помимо поддержания существующих сетей у операторов есть еще и огромная затратная статья расходов по развертыванию новых сетей в регионах, где оператор еще не был представлен. Одним из способов экономии в этой ситуации может быть пересмотр частотного планирования в регионах, где конкуренция перешла из качественной фазы в ценовую. Так, в «новые» регионы может быть отправлено «избыточное» оборудование из уже освоенных регионов. Лучше всего объяснить этот процесс схематично. Предположим, стоят три базовые станции: «А», «Б» и «В». Станция «Б» находится между станцией «А» и «В». Если на станциях «А» и «В» увеличить мощность сигнала, то станцию «Б» можно смело убрать: «белых пятен» на карте покрытия от этого не появится или они будут незначительны. Или, если в городе участок покрыт базовыми станциями GSM1800 (большая емкость и меньшая зона охвата в сравнении с БС. GSM900), но по статистике пользуется ими не особенно большое количество абонентов, то три – семь БС GSM1800 могут быть вполне заменены одной БС GSM900. Правда, в обоих случаях, уменьшится емкость сети, но эту неприятность можно компенсировать уплотнением каналов, например, использованием кодека Half-Rate, при котором емкость каждой базовой станции увеличивается в два раза. В качестве временной меры операторы любят так делать, к примеру, в Новый год – как при этом ухудшается качество связи, каждый, наверное, слышал своими ушами. Это позволяет решить проблему с нехваткой кредитов, за счет которых обычно и шла закупка нового оборудования. Такая вот экономика.

    Правда, при официальных запросах PR-службы операторов, несмотря на замечаемые большинством абонентов ухудшения качества покрытия и связи, в таких кардинальных решениях проблемы категорически не сознаются. «Скорее, бывает так, что новая станция большей пропускной способности строится на месте старой. Тогда как старую переносят куда-нибудь в деревню, где связь нужна в основном летом – для дачников», – рассказали в МТС. Кстати, хорошая антикризисная мера: покупаем неубиваемую Nokia 3310, переезжаем в деревню, в которую оператор вывез базовую станцию, и ведем там натуральное хозяйство – собираем грибы и ягоды, охотимся, выращиваем пшеницу и свиней. Интернет не нужен – там кроме статей с паническими настроениями ничего и не осталось. Главное, чтобы почта работала и на «Мобильные Новости» подпис­ка была. Тогда никакой кризис не страшен! 

     
     
    При полном или частичном использовании материала "Все будет хорошо, или Чего ждать от кризиса" ссылка на Мобильные новости обязательна
    Просмотров: 503 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |