Как Вы оцениваете
посвященный России раздел в докладе госдепартамента США о соблюдении
прав человека в мире в 2008 году? Насколько объективно, на Ваш взгляд,
данный доклад отражает ситуацию с правами человека в России? Как лично
Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в РФ? В какую сторону, на Ваш
взгляд, изменилась ситуация с соблюдением прав человека в России в
последние годы?
Соблюдение прав человека в России было и
остаётся большой проблемой. И конструктивных усилий, направленных на
улучшение ситуации, пока не видно. Вместо этого Россия продолжает
создавать проблемы не только для своих граждан, но и для государства.
Иногда даже создаётся впечатление, что отдельные круги в руководстве
страны специально подкидывают США всё новые и новые темы для «размена».
Нарушения в этой области американцы не пытаются реально устранить, зато
активно используют их для давления на российское руководство в своих
национальных интересах. Ну, например: «Мы вам не будем напоминать о
Ходорковском, а вы обеспечьте беспрепятственный пролёт через вашу
территорию наших самолетов в Афганистан».
Замечу, что подобные
проблемы существуют не только в российско-американских отношениях. Так,
американцы постоянно указывают на нарушения прав человека и Китаю,
однако сохраняют режим наибольшего благоприятствования в торговле с
этой страной, не признают Тайвань и тому подобное. Не говоря уже о том,
что за время правления Буша моральное право кого-то чему-то учить
окончательно утеряно Соединенными Штатами – и раньше примеры грубых
вторжений в другие страны с массовыми нарушениями в них прав человека
были на слуху; а уж сегодня проблемы тюрем Абу-Грейб и Гуантанамо стали
нарицательными для всего мира. Не говоря уже о том, Америка занимает
первое место в мире по количеству заключённых на душу населения.
Политика двойных стандартов вообще характерна для внешней политики США.
В последние годы ситуация с соблюдением прав человека у нас в
стране явно не улучшилась. Создавая пресловутую вертикаль власти,
российское руководство существенно ограничило многие права граждан. Я
убежден: cильная власть, конечно, нужна, но не ценой подавления
политических свобод граждан. Если речь идёт не о власти, способной быть
сильной пару-другую лет, а о долговременной стабильности, необходимо
выстраивать систему сдержек и противовесов, которая балансирует все
интересы и обеспечивает соблюдение закона. Конечно, отсутствие законов
для своих, в полном соответствии с принципом Франко "друзьям все,
врагам закон" – гораздо более удобный принцип управления. Но он ведёт к
долгосрочным проблемам всей системы власти. В последние месяцы, как мне
представляется, наметились некоторые сдвиги, позволяющие надеяться –
пока что только надеяться – на увеличение внимания режима к соблюдению
установленных им же самим правил. Что ж, посмотрим…
Как Вы
прокомментируете реакцию российского МИДа на публикацию доклада Госдепа
США о соблюдении прав человека? Как появление данного документа может
отразиться на российско-американских отношениях? Какие последствия для
страны имеет негативное упоминание о ней в этом докладе?
Реакция
МИДа абсолютно понятна – он стоит на страже интересов российского
государства и независимо от реальной ситуации обязан эти интересы
защищать.
В стратегической перспективе оценки, содержащиеся в
докладе Госдепа США, никак не скажутся на отношениях между нашими
странами. Что же до тактики – думаю, что доклад не случайно опубликован
в преддверии встречи Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон (которая
состоится в рамках подготовки встречи Дмитрия Медведева и Барака
Обамы). Это к вопросу об использовании инструментов для давления.
Как
Вы считаете, что мешает изменить ситуацию с соблюдением прав человека в
России? Какие меры, на Ваш взгляд, были бы эффективны в деле
обеспечения гарантированного соблюдения прав и свобод граждан?
Ситуация
с правами человека в нашей стране программируются ситуацией с
коррупцией в системе власти вообще и в правоохранительных органах в
частности, что порождает круговую поруку. А где круговая порука – там и
круговая оборона, ярким примером которой может быть названа ситуация с
правосудием в Чечне, или же печально очевидный факт, что простые
граждане не в состоянии отстоять свои права в судах, когда сталкиваются
с интересами бизнеса или власти. И отсюда все наши проблемы. Реально
причастные к власти живут не по законам, а по понятиям, которые они
сами для себя сформулировали. Но и эти понятия (в том числе в связи с
экономическим кризисом) всё чаще нарушаются. Достаточно вспомнить
историю с Чичваркиным, арест Сторчака.
Что делать? Жить по
закону. Надо изменить всю правоохранительную систему, надо менять
систему её мотивации – сделать так, чтобы коррупция была невыгодна. Но
это станет возможным, только в том случае, если власть будет в этом
реально заинтересована. Однако власти на самом деле гораздо проще
работать с такой коррумпированной системой, чем с системой активной и
независимой.