Суббота, 18.05.2024, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Февраль » 26 » Михаил Диунов: И снова про мундир...
    Михаил Диунов: И снова про мундир...
    19:47

    Я уже как-то раз писал на «Новые хроники» про форменную одежду и ее историческую традицию в России. И даже думал, что столь специфическая тема не заставит к ней обращаться еще раз. Однако прочтя статью Виктории Портнягиной «Офисный маскарад или встречи по одежке» я понял, что мифологизация столь узко-специфической темы как единообразная форменная одежда, в массовом сознании настолько велика, что возвращение к ней не просто возможно, но и необходимо.

    Начнем с самых общих понятий. Как правило отторжение униформы идет у массы на эстетическом уровне, мол мундир это что то невзрачное и неудобное. Но это совсем не так. Мундир это вовсе не убогое и грязное хб обмундирование Советской или современной российской армии, и не ряды китайцев в одинаковых синих френчах и кепках. Мундир это символ. А то, что сейчас воспринимается как мундир, на самом деле не что иное как пошлая пародия на него. Пьеса Шекспира сыгранная бездарными актерами не становится хуже от плохого исполнения. Так и мундир, в его символическом аспекте, не умаляется тем, что и в СССР и в Российской Федерации все, что относится к униформе и регламенту обмундирования, было придумано и сделано не просто плохо, а очень плохо. К сожалению десятилетия «плохого исполнения» запомнились и теперь вызывают негативную реакцию на все, что хоть чуть-чуть связано с мундиром. Но такая реакция подобна отказу от постановок Шекспира на том основании, что на протяжении долгих лет, не случилось ни одной удачной премьеры, если продолжать приведенный выше пример.

    Мундир это не спецодежда. Точнее не только спецодежда и вообще функция спецодежды у мундира глубоко вторична. Мундир это корпоративный знак. Символ принадлежности к тому, к чему принадлежность ограничена. В конце концов – символ чести. И во всем мире цивилизованные народы воспринимают мундир именно так и никак иначе. Ни в одной стране мира не водят форму для обычных школ. Школьная форма там атрибут исключительно элитарных учебных заведений. Гарлемские негры не знающие ничего кроме цены на наркотики и модных течений в рэпе будут ходить в школу, где никогда не было и не будет школьного мундира (и это не зависит от загара нынешнего или последующих президентов США:)), но дети белой элиты с почти стопроцентной вероятностью будут ходить в школу, где форма одежды будет. И уж тем более школьный мундир это неотъемлемая часть традиций воспитания в английских закрытых школах, с которых берет образец элитарное образование всего мира.

    Многим кажется, что мундир это ограничение свободы. И это действительно так. Если с детства ребенка приучают ходить не в рваных джинсах и куртке непонятного покроя, а в красивой и аккуратной форме, то это ограничение и в какой-то степени насилие. Но высшие слои должны те только приказывать, они должны, прежде всего, уметь подчиняться, они должны знать, что такое дисциплина и что как раз от них общество ждет высочайшего уровня организации. Первое поколение современной российской «элиты» выросшее в 90-е годы было полностью лишено этого понимания. Они воспитывались с осознанием того, что все, что их ждет впереди, это исключительно потребление и роскошь. Что мы получили в итоге? Поколение, которое прожигает жизнь в ночных клубах, тех, кому смыслом существования стали развлечения и эскапизм, который дает всего одна «дорожка» белого порошка.

    Элита платит за свое положение именно тем, что добровольно ограничивает свою свободу. А если она не хочет платить эту цену, то она вырождается. Причем происходит это очень быстро. Большая часть тех, кто унаследует миллионные состояния своих отцов, нажитые в 90-е годы, лишатся их быстрее, чем их родители получили эти деньги. Так что проблема мундира это не столько утилитарно-эстетическая проблема, сколько государственно-политическая и проблема элиты. Можно даже сказать, что мундир всегда был одним из знаков элитарности. Приведу еще один пример. Он касается армии, казалось бы, той структуры, для которой мундир это рабочая одежда и не более того. В России после военной реформы императора Александра III был введен новый мундир, который отвечал двум задачам, поставленным перед ним императором – соответствовал национальной традиции, в той мере, в которой понимал ее Александр III и был, что самое важное, дешев для военного бюджета государства.

    В результате русская армия получала военную форму, которая была похожа то ли на одежду извозчиков, то ли на воскресный костюм крестьянина. Это привело к тому, что престиж службы в армии резко упал, начался отток офицеров, число желающих служить в армии пошло на спад. В итоге к началу русско-японской войны русский офицерский корпус был хорош только в гвардии (где сохранили старую, красивую форму одежды) а армейское офицерство находилось в состоянии тяжелого, затяжного кризиса. После не самого удачного завершения войны с Японией пришлось срочно начинать военные реформы и одним из первых мероприятий правительства в этом направлении, была замена мундира.

    Это вовсе не было «игрой в солдатики» как часто представлялось советской пропагандой. Русская власть прекрасно понимала, что значит для закрытых корпораций символы их отличия и чести. Сегодняшняя власть все еще этого понять не может. Поэтому по сей день, мы видим офицеров армии России ходящих по улицам городов в полевом обмундировании, которое приспособлено и предназначено исключительно для использования на учениях и в бою. Это все равно, что технику закончив работу по ремонту грязного замаслившегося дизеля не снять испачканный комбинезон, а гордо пойти в нем домой или в общественное место. Это все равно, что врачу гулять по улице в белом халате или сварщику ходить на людях не сняв маску и защитные рукавицы. Абсурд, скажет вы, но этот абсурд массово наблюдается каждый день. Уж на что в СССР с пониманием важности мундира дела обстояли неважно, но и то из расположения части в город солдат выпускали только в парадной форме, а офицеры носили полевые комплекты только на учениях.

    Для армии мундир это если не самое главное, то одно из первенствующих понятий. Не случайно возникло выражение «честь мундира», которое означает вовсе не абстрактное понятие, а вполне конкретное выражение ответственности офицера носящего форму той части, в которой он служит, за честь не только себя лично, но и своего полка. Поэтому когда в невоенных организациях вводят полувоенную форму одежды, то этим подчеркивают тот факт, что все кто служат и работают в них это не просто люди, которые сами по себе, но они часть большой корпорации, которая несет ответственность за поступки каждого.

    Поэтому когда в имперской России мундир носили студенты, гимназисты и чиновники это не было прихотью начальства. Это было знаком того что эти люди часть государственной иерархии, каждая новая ступень которой отображалась в униформе. Гимназист в мундире имел гораздо меньше стимулов хулиганить, драться, совершать какие-то неблаговидные поступки, потому что без мундира он непонятно кто, абстрактный мальчишка без имени неизвестно «чьих будет», а в мундире он гимназист 1-й городской гимназии и за его поведением следит весь город. И студент в студенческом мундире со шпагой имел меньше поводов пятнать свою честь публичными непристойностями, которые были бы вполне позволены молодому человеку без мундира. Потому что – кор-по-ра-ци-я!

    Снова вернусь к западным странам, где культуру не разрушали сознательно и местные большевики не отучали народ от необходимости сморкаться в платок и не гадить в парадной. Там ведь не зря вводят служебный дресс-код в тех корпорациях, которые по статусу своему не могут носить военизированную форму. Это попытка хоть каким то способом позаимствовать у государство то, на что они не имеют право – мундир или его подобие. Не случайно черные и темно-синие костюмы называют банковской униформой, для этих людей это именно униформа, тоже своеобразный символ честности, традиций и надежности. Потому что для абсолютного большинства людей банк, в котором все сотрудники аккуратно и консервативно одеты всегда будет гораздо надежнее, чем тот банк, в котором предпочитают авангардный стиль ультрамодные тенденции. Одиозного предпринимателя Чичваркина игнорировали крупнейшие западные компании именно за его стиль одежды, который воспринимался как неподобающий бизнесмену его уровня. Конечно, в итоге он заставил с собой считаться, но сколько убытков понесла от этого его фирма?

    К сожалению, в современной России разболтанность и неготовность народа к самодисциплине привела к тому, что очень многие говорят: «Я откажусь работать в компании, где существует униформа или дресс-код». Этим самым они ставят себя в положение тех самых гарлемских негров, с которых я начинал этот текст. Да эти негры свободны, но чего они добились и добьются в жизни? Всем давно пора понять мундир, дресс-код и прочие внешние ограничения это то, что было и будет всегда отличием избранных. С приглашенных на вечеринку в пивной бар никогда не спросят следования правилу «white tie», а учеников заштатной школы не заставят носить мундир или форменный костюм. Поэтому мундир это честь. Это надо помнить. Даже если не готов соответствовать выдвигаемым им высоким требованиям.
    Просмотров: 538 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |