Суббота, 18.05.2024, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт сторонников Евгения Чичваркина
Форма входа
Коммерсантъ
Календарь
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Видео
Друзья сайта
  • Блог

  • Архив записей
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Февраль » 19 » Продаем бизнес: сложности и выгоды
    Продаем бизнес: сложности и выгоды
    10:15

    Город Киров: Продаем бизнес: сложности и выгоды

    Продажа и покупка бизнеса сейчас - выгодная для обеих сторон задача: для продавца это шанс избавиться от непрофильных активов, для покупателя — приобрести за невысокую цену развивающийся бизнес. На что обратить внимание, рассказывают кировские специалисты.

    Расставаться без сожаления

    Ольга Фокина, директор агентства стратегических и маркетинговых решений ООО «АСМАР» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»

    Выгоды

    — Сейчас продажа бизнеса для многих стала необходимостью. Вообще же этот процесс всегда был одним из правильных решений для владельцев успешных компаний. Ведь собственники не только продают имеющиеся активы за справедливую цену, но порой получают премию за действующий бизнес, в разы превосходящую стоимость активов. А дело в руках нового владельца может развиваться и расти еще большими темпами.
    Олег Тиньков, например, продал свою пивоваренную компанию «Тинькофф» компании InBev S. A. («InBev») за $201 млн., оставив за собой сеть из 10 одноименных ресторанов.
    Андрей Коркунов продал свой бизнес американской фирме Wrigley (жевательные резинки Orbit, Huba Buba и т.д.). Сумма сделки рекордна для российского кондитерского рынка — $300 млн. — примерно три годовых оборота фабрики.
    Эксперты полагают, Коркунов правильно выбрал момент: доля марки в сегменте премиум в январе-сентябре 2006 г. сократилась с 42,2 до 33,7% по сравнению с 2005 г.
    Сегодня мало кто помнит, что в начале 90‑х финская компания Nokia, начинавшая в 1865 году с производства бумаги и резины, была на грани банкротства. Сотовые телефоны и коммуникационное оборудование составляли лишь 20% ее объема продаж. Выжить и выйти в мировые лидеры отрасли помогло стратегическое решение — концентрация на одном направлении деятельности, продажа всех остальных направлений. Результат — более чем десятикратный рост продаж, стабильное финансовое положение.

    Готовимся продавать

    — Специалисты ведущих мировых компаний в сфере консалтинговых услуг давно отмечают: к продаже бизнеса в России подходят не всегда рационально. На Западе все иначе. Американец, создавая дело, заранее готовит его к продаже и расстается с бизнесом без сожаления. Европеец, приняв решение, тоже не отступает от него ни на йоту. Российский предприниматель относится к своему бизнесу, как к ребенку. И сам иногда ведет себя по‑детски, взвешивая «за» и «против» лишь после того, как найдет покупателя и договорится о цене. Продумайте все заранее. И если принято решение о продаже, не стоит отходить от выбранной стратегии. В итоге этот шаг поможет развить другие направления либо просто принесет желаемую прибыль. И чем вы увереннее в своем решении, тем будет выше результат продажи!

    Чтобы увеличить цену сделки купли-продажи, нужно:
    - провести мониторинг рынка
    - спрогнозировать цену, чтобы определить выгодное время продажи бизнеса и найти покупателей
    - провести «предпродажную подготовку», чтобы повысить стоимость за счет внедрения стратегического управления и оптимизации бизнес-процессов
    - подготовить документацию: проверить бухгалтерию, договоры, рекомендации и отзывы о компании, результаты оценки бизнеса
    - организовать PR-сопровождение продажи

    Зачем продавать?

    Екатерина Тюфякова, менеджер исследовательских проектов ООО «АСМАР»

    Первоначальная стратегия собственника

    — Cтратегией компании может быть создание бизнеса для дальнейшей продажи. Предприниматель, когда выручка и прибыль максимальны, продает предприятие. Бизнес можно купить и для последующей перепродажи. Инвестор вкладывает материальные и интеллектуальные ресурсы в повышение его стоимости, затем ищет покупателя.

    Внутрифирменные причины продажи

    — Снижаются доходы, прибыль, стоимость бизнеса… Если вы не знаете, как восстановить эффективность — продавайте. Пока бизнес еще имеет ценность. Евгений Чичваркин о причинах продажи «Евросеть»: «Продал, потому что иначе я бы разорился. Компания стала убыточна. К продаже привел общеэкономический кризис. А рейдерский захват был частной инициативой рейдеров». Продав бизнес сейчас, Чичваркин оказался победителем, не допустив убытков и личного разорения. Закончив экономическую деятельность, он «переквалифицировался» в политики и развивается в этой области.
    - У крупных предприятий бывает много направлений деятельности. Одни выгодны, и их надо развивать, другие — нет и не вписываются в концепцию развития. Принимается решение продать.
    - Непрофильные направления в структуре предприятий, которые только портят общую картину успешного развития и не включены в производственный процесс — продавайте. Особенно сейчас, когда главное — сохранить сильные направления. Деньги идут на развитие основной деятельности.
    - Нет средств на дальнейшее развитие бизнеса.
    - Бизнесмен нашел более выгодный бизнес.
    Продажа дела — источник его финансирования.

    Личные причины

    - Бизнес может просто надоесть. Владелец хочет заняться другим делом. Тогда бизнес лучше продать: без контроля владельцем дело чахнет.
    - Почтенный возраст или болезнь владельца.
    - Бизнесмен переехал в другую страну, а управлять бизнесом оттуда невозможно.
    - У бизнеса несколько владельцев, которые не могут договориться о дальнейшем развитии. Если разделение дела невозможно либо приведет к снижению его стоимости, продавайте бизнес и поделите деньги.

    Цена бизнеса

    Борис Садаков, зам. директора ООО «Вятское Агентство Имущества», действительный член РОО, кандидат технических наук:

    — По федеральным стандартам оценки бизнеса есть три подхода:
    1. Доходный. Бизнес сегодня стоит столько, сколько он принесет доходов в будущем. Для оценки нужно знать прогнозные значения денежных потоков — выручки, расходов, инвестиций, изменение структуры капитала, остаточную стоимость имущества, ставку дисконтирования.
    2. Сравнительный. Наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса может быть цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на рынке.
    3. Затратный. Ориентир стоимости можно определить как затраты на создание аналогичного бизнеса: земля, здания, оборудование, нематериальные активы… Формула расчета: «Собственный капитал = Активы — Обязательства».
    3 «правила» оценки бизнеса были «канонизированы» в США в 1933 г., когда в разгар великой депрессии штаты пытались доказать миру, что стоимость активов и залогов не упала. Ведь используя 3 подхода при оценке на депрессивном рынке, можно было «вывести» приличную величину рыночной стоимости.
    В 1993-м Россия взяла экономический курс США за основу. И до сих пор по федеральным стандартам высчитать, сколько стоит ваш бизнес, можно используя эти подходы. Беда в том, что стандарты «заставляют» оценщика взвешивать все 3 ориентира.
    В международных стандартах оценки уже давно не требуют одновременно применять три подхода. Прописаны области применения каждого из них. Например, если акции оцениваемого бизнеса торгуются на бирже — используется сравнительный подход. Если рынок не дает такого инструмента оценки, но бизнес способен генерировать доход — применяется доходный подход. В остальных случаях — затратный подход.
    У американских оценщиков есть «золотое правило»: сложи 3‑4 годовых объема чистой прибыли и получишь примерную стоимость бизнеса. Но, если необходим документ доказательственного значения («Отчет об оценке» в терминах закона 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), следует обращаться к услугам профессиональных оценщиков.
    Предложение о продаже превышает спрос

    О ситуации на кировском рынке - Геннадий Романенко, директор ООО «Вятское Агентство Имущества», председатель Правления регионального Отделения РОО, кандидат экономических наук

    — Считаю, что предложения на продажу бизнеса и недвижимости будут расти. Уже теперь заметно: активизировались предложения объектов в сфере торговли, лесной отрасли, автосервисов и другие. Но часто фирмы, избавляясь от непрофильных активов, в разы завышают цены и не могут найти покупателей. Такая ситуация, например, с одним кафе на Октябрьском проспекте: объявление на сайте городской недвижимости висит уже не один месяц, а заинтересованных нет — цена слишком высока.
    Что посоветовать покупателям? Оцените объект покупки. Возможно, нужно повременить, дождавшись более выгодной цены. Продавцам же не стоит завышать цены, так как они рискуют остаться без покупателей.


    Материал журнала "Бизнес Класс Киров"

    Просмотров: 520 | Добавил: chichvarkin | Рейтинг: 0.0/0 |