Александра Ходонова
Передел рынка сотового ритейла продолжается. Мобильный оператор МТС
объявил о покупке розничной сети «Телефон.ру» за 60 млн долларов. За
последние несколько месяцев это уже вторая сделка в сотовой рознице: в
октябре телекоммуникационный холдинг «ВымпелКом» приобрел 49% крупнейшего сотового ритейлера
— «Евросети». К 2010 году все операторы «большой тройки» станут
владельцами розничных сетей продаж сотовых телефонов, уверены эксперты.
Крупнейший российский сотовый оператор МТС завершил сделку по
приобретению 100% розничной сети «Телефон.ру» (осуществляет продажи
сотовых телефонов, цифровой техники, контрактов и услуг операторов
связи), состоящей из 512 магазинов. Сумма сделки составила 60 млн
долларов, включая оплату стоимости складских запасов на сумму порядка
22,4 млн. Кроме того, в сообщении МТС отмечается, что сделка
предусматривает выплату продавцам 25 млн долларов по истечении 12-18
месяцев при условии соответствия показателей деятельности компании
«Телефон.ру» требованиям договора. На какие именно показатели
эффективности должна выйти ритейловая сеть, ни в «Телефон.ру», ни в МТС
не раскрывают. Продавцами выступили оффшоры Analog Holdings Limited и
Delemont Investments Limited, говорится в официальном сообщении МТС.
По собственным данным «Телефон.ру», выручка компании по итогам 2008
года составила 13,3 млрд рублей (порядка 380 млн долларов), а
кредиторская задолженность — 26 млн долларов. 50% акций «Телефон.ру»
принадлежит инвестиционной группе «Русские фонды», остальные —
физическим лицам, основателям компании.
По словам директора департамента по связям с общественностью МТС
Елены Кохановской, до конца года компания планирует полностью перевести
салоны «Телефон.ру» под бренд МТС. Сейчас монобрендовая сеть салонов
МТС насчитывает 1700 собственных и франчайзинговых салонов — без учета
магазинов «Телефон.ру». «Оптимальная для нас сеть в текущей ситуации
рынка должна насчитывать порядка 2,5 тысяч монобрендовых салонов», —
рассказывает Кохановская. По ее словам, один из возможных вариантов,
который рассматривается МТС, — покупка сотовых салонов (порядка 400) у
продавца электроники и бытовой техники «Эльдорадо». Оператор уже подал
заявку в ФАС на приобретение ООО «Салон связи Эльдорадо» (владеет
сотовой розницей «Эльдорадо»).
Впрочем, Елена Кохановская не исключает, что МТС будет строить свою
монобрендовую сеть самостоятельно или договариваться с другими сотовыми
ритейлерами о работе по схеме франчайзинга. Опыт работы по последней
схеме у МТС уже есть: в ноябре прошлого года оператор заключил
франчайзинговое соглашение с компанией «Беталинк» (580 салонов).
Эксперты напоминают, что сотовый ритейл — традиционно один из самых
низко-маржинальных бизнесов. По оценкам аналитика ИК «Велес Капитал»
Ильи Федотова, рентабельность у компаний, работающих в этом секторе, не
превышает 5%. Впрочем, существенного снижения рентабельности по EBITDA
(доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации, — BFM.ru)
ожидать не стоит, заверяет Кохановская. Она напоминает, компания
намерена включать операционные результаты «Телефон.ру» в свою
консолидированную финансовую отчетность, начиная с 10 февраля этого
года.
«В первом квартале никакого эффекта на рентабельность МТС
консолидация показателей «Телефон.ру» не окажет. В будущем не исключено
незначительное снижение, ведь оператор осваивает другие сферы
деятельности», — говорит старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. По
его прогнозам, в 2008 года рентабельность по EBITDA у МТС снизится до
50%, а по итогам 2009 года — до 49%.
Это уже вторая сделка по покупке оператором связи игрока сотовой розницы. В
октябре 2008 года «ВымпелКом» приобрел у предпринимателя Александра
Мамута 49% крупнейшего российского сотового ритейлера — «Евросети»
— за 226 млн долларов. Ранее Мамут выкупил 100% этой розничной сети у
Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева, заплатив владельцам бизнеса 1,25
млрд долларов (с учетом долга в 850 млн долларов).
По мнению экспертов, к 2010 году все операторы «большой тройки»
обзаведутся монобрендовыми сетями. «Эта тенденция отчетливо видна на
рынке, и компании активно ей следуют», — говорит Федотов. Так, сотовый
оператор «МегаФон» претендует на сеть «Цифроград» (1451 салон) и уже
подал заявку в ФАС на приобретение ритейлера. Впрочем, «МегаФон» не
единственный претендент на «Цифроград»: компания «Евросеть» 6 февраля
также подавала в ФАС заявку на приобретение срезу трех розничных сетей
— «Цифрограда», «Беталинка» и «Телефон.ру».
|