"Раньше,
глядя на парня на иномарке, девушки могли подумать: какой же он
перспективный! Сейчас девушки имеют веские основания задуматься: может
быть, на нем висит пятилетний долларовый кредит?"
Несмотря на смену эпох, мы в "Евросети"
подумали, что бутик GoldVish все равно откроем. Потому что во все
времена есть вечные ценности.
Когда рынок умирает, остается только подрыночное пространство и надрыночное. Теперь это наша судьба.
В подрыночном пространстве будет жить
подавляющее большинство людей. В кривом зазеркалье главной валютой
станут социальные карточки — с их помощью можно будет купить товары по
нерыночным ценам. Эти карточки сделают цветными, чтобы они не
напоминали военные. Но суть останется та же — право купить социальный
хлеб и социальный бензин. Карточки обрастут толстым слоем массовой,
мелкой, приземленной коррупции. Люди будут давать взятки, чтобы
карточки приобрести, а компании — чтобы получать на них госдотацию и
наварить денег в мутной воде.
Ну а тот, кто станет взятки брать, потратит
деньги в пространстве надрыночном. Руки ведь от стресса невольно
тянутся к красивому (неслучайно сейчас такие очереди на выставки и
вернисажи). А получить неожиданно много денег — тоже стресс, хоть и
положительный.
Я вот недавно увидел рекламу Maserati. И
подумал: когда же еще, как не зимой, продавать в России эту прекрасную
низкопрофильную машину, на которой по льду ездить вообще невозможно. Но
я уверен, что Maserati на стоянке не задержатся. Потому что легко
расставаться с тем, что легко досталось. И надо же где-то тратить
деньги, случайно поднятые на спасении банков и компаний. Поэтому
эксклюзивные, роскошные и страшно дорогие товары никуда не денутся, кто
бы их ни покупал. Ведь всегда можно поставить на госстоянку Ford Focus,
даже если у тебя в гараже Bentley.
А для нормального, массового бизнеса начала
2009 года не будет. Как поет группа "Крематорий", больше нет
рок-н-ролла. Есть один только попс-попс-попс.
От редакции Не будет в России кризиса, думали мы. Но он
случился. Тогда он будет недолгим, думаем мы сейчас. И это логично.
Человеку свойственно верить в хорошее — так нас устроила природа.
Защитный рефлекс. Но он не спасает от реальности. Когда человек
обманывается всякий раз в своих ожиданиях, он перестает надеяться —
зачем? Мы любили Чичваркина и его колонки в СФ за яркие краски:
за желтые ботинки и зеленых лягушек, за смелые идеи и свежие мысли.
И вдруг всего этого не стало. Последнюю колонку Евгений написал до
своего отъезда в Лондон. Мы не знаем, отправился ли он туда по каким-то
делам или просто решил не становиться еще одним ходорковским или
некрасовым. Этот список "кем не быть" можно продолжить — но он,
кажется, и так не закрыт. Скоро в нем появятся новые имена людей,
которые не боялись мыслить и действовать ярко. Есть ощущение, что их
время уходит. Приходит эпоха pops-бизнесменов. Не хочется в это
верить — человеку свойственно верить в хорошее. Такой защитный рефлекс.